Конспект занятия «Удивительный мир стекла. Конспект занятия «История создания стекла Презентация для детей о производстве стекла

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы. Задачи:

Образовательная область:

Познание.

1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.

2.Закрепить понятие “вещество, выделять его среди различных предметов.

3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед) между собой, выделяя общие и различные признаки.

4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.

7.Формировать представление об истории возникновения стекла.

8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.

9.Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.

10.Формировать умение работать в строго отведенном времени, используя песочные часы.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.

4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область:

Речевое развитие:

1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами, обозначающими свойства стекла.

2.Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.

3.Формировать умение выделять в словах твердый и мягкий слог в словах.

Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, получения стекла, исследование вещества, карты успеха, карандаши, весы 2 шт., песочные часы 2, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, передники, чудесный мешочек с предметами, в названии которых есть твердый и мягки слог.

Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла, знакомство с лупой, песочными часами.

Ход совместной деятельности

Педагог: Есть у мыльного пузыря и брат. (Показ мыльных пузырей) Ничуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами - настоящее чудо.

Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.

Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь. (Стекло)

Сегодня мы с вами поговорим о стекле.

Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “стекло”? (Ответы детей)

Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.

Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно, предположительно в Сирии. Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды. Слайд № 2

Стекло это вещество. Вспомните, что такое вещество? (ответы детей)

Правильно, веществоэто, из чего сделаны предметы и вещи.

Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество. Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Рома, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека.- предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.

Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы) Правильно:

1. Название материала или вещества

2. Состояние,

5. Прозрачность.

6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

7. Если вещество съедобное, то определить вкус.

8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).

9. Растворимость.

10. Что из этого материала или вещества можно сделать?

Слайд № 3

Педагог:Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед. Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.

Физкультминутка.

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки.
Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.

Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе: Не кричать

  • Не трогать без разрешения
  • Работать только на своем месте
  • Не пробовать на вкус без разрешения
  • Соблюдать осторожность

Слайд № 4

А сейчас разделимся на группы. Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат предметы, в названии в которых есть твердые и мягкие слоги. Те дети, которым попались слова с мягким слогом, подойдут к столу с зеленой карточкой. У кого предметы, в названии которых твердый слог – к столу с синей карточкой. Дети вытаскивают предметы и четко называют слово, выделяя нужны слог.

В каждой группе мы выберем научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.

Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю использовать песочные часы. Вам всё понятно? Тогда приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.

1 группа

Мы провели опыты со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить, то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение. Слайд № 5

2 группа

Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.

Слайд № 6

А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга. Слайд № 7

Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.

Различие: лед непрактичен, т.к тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед. (Дети отмечают на доске маркером)

Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины т прилавки магазинов т.д.

Слайд № 8

А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)

Слайд № 9

Педагог: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.

А теперь давайте поиграем. Что вы видите у меня на столе? Правильно, различные предметы. Из чего они сделаны. Правильно, из стекла. Игра заключается в том, что на слух вы должны определить, какой стеклянный предмет звучит. (Перед игрой педагог предлагает послушать, как звучит каждый предмет.)

Правила обращения со стеклянными предметами.

Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?

Ребенок:

Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда.
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачёк –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.

А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.

В НОД использованы приемы и методы:

  • Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
  • Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Прием чтения алгоритмов.
  • Прием сравнения.
  • Прием исследовательских действий.
  • Словесный метод с использованием речи – доказательства.
  • Метод наблюдения
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игровой метод.

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.

История появления стекла и все сведения о нем Цель: 1. Узнать о теории происхождения стекла. 2..Изучить состав стекла. 3. Ознакомиться со свойствами. 4. Рассмотреть основные виды стекла. 5. Закрепление знаний по теме: «Неметаллические элементы и их соединения




Теория происхождения стекла Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). 'Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла.'


Вполне может быть, что история стеклянных бусин началась в середине III тысячелетия в древнем Египте, где гончары стали перед обжигом покрывать глиняную посуду смесью песка и соды (впоследствии стали прибавлять еще известь). Огонь расплавлял смесь, она растекалась по стенкам посуды, покрывая ее тонкой корочкой. Эту твёрдую, блестящую корочку мы называем глазурью. Но, собственно говоря, мы могли бы ее называть и стеклом; по своему составу она ничем не отличается от стекла.


Реакция получения стекла и его молекулярная формула Состав обычного оконного стекла можно выразить формулой: Na 2 O * CaO *6 SiO 2 Стекло обычно производят из смеси белого песка, соды, известняка, путем сплавления в специальных стекловаренных печах. Процесс получения обычного стекла выражается химическим уравнением: Na 2 CO 3 + CaCO 3 + 6SiO 2 = 2CO 2 + Na 2 O * CaO * 6SiO 2


Состав стекла Стеклоо бразующ ие веществ а Оксиды SiO2B2O3P2O5TeO2GeO2 Фториды AlF3 Базовый метод получения силикатного стекла заключается в плавлении смеси кварцевого песка (SiO 2), соды (Na 2 CO 3) и извести (CaO). В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 23 %. Особенно нежелательно присутствие железа, которое даже в ничтожных количествах (десятые доли %) окрашивает стекло в зеленоватый цвет.


Окраска стекол Окраску стекла осуществляют введением в него оксидов некоторых металлов или образованием коллоидных частиц определенных элементов: 1. Золото и медь(Au и Cu)при коллоидном распределении окрашивают стекло в красный цвет. Такие стекла называют золотым и медным рубином соответственно. 2.Серебро(Ag)в коллоидном состоянии окрашивает стекло в желтый цвет. 3. Хорошим красителем является селен (Se). В коллоидном состоянии он окрашивает стекло в розовый цвет 4. Оксид кобальта(II) СoO в малых количествах дает голубое стекло 5. Оксид свинца (II) PbO усиливает цвет стекла и придает цвету яркие оттенки.


Свойства Способность пропускать солнечные лучи. Постепенные переход из твердого состояния в жидкое из-за отсутствия постоянной точки кипения и плавления. Стойкость к действию кислот и щелочей. Стекло поддается механической обработке: его можно пилить циркулярными пилами, резать алмазом, шлифовать, полировать. В пластичном состоянии при °С стекло поддается формованию. Его можно выдувать, вытягивать в листы, трубки, волокна, можно сваривать. Выдувание Резка стекла



Интересные факты о стекле Когда разбивается стекло, трещина движется со скоростью 4828 км/ч. Стекло разлагается 1 миллион лет. Стекло это один из немногих материалов, которые могут быть переработаны на 100% при этом не теряя качества. Стекло является аморфным материалом. Это значит, что если чрезвычайно горячее стекло быстро охладить, то оно не затвердеет. Энергия от переработки 1 стеклянной бутылки может питать компьютер в течении 30 минут. Переплавить битое стекло на новые изделия на 40% дешевле, чем произвести новое стекло из первичного сырья. Самое толстое стекло в мире используется в Сиднейском аквариуме. Его толщина 26 сантиметров, а размеры экрана 7 на 4 метра.

Слайд 2

Из истории

Археологические находки свидетельствуют о том, что первое стекло было сделано на Среднем Востоке примерно в 3000 г. до н.э. Вначале производство стекла было медленным и дорогостоящим. Стекловаренные печи были очень маленькими и с трудом давали достаточное количество тепла для качественной варки стекла. В древние времена стекло было предметом роскоши, и лишь немногие могли себе его позволить. Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры. Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад.

Слайд 3

Рукотворное стекло

Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу.

Слайд 4

Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний-старший (79 - 23 гг. до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Действительно, исходным сырьем для изготовления стекла служили песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки: соединения меди, кобальта и марганца.

Слайд 5

Что же представляет стекло с точки зрения физики и химии?

  • Слайд 6

    Жидкость

    Среди твердых веществ неорганического происхождения (камень, металл) стекло занимает особое место. Строго говоря, отдельные свойства стекла сближают его с жидкостью. Большинство веществ в твердом и жидком состоянии ведут себя по-разному. Проще всего понаблюдать за водой и льдом. Вода находится в капельно-жидком виде. Ровно при 0°С чистая вода начинает кристаллизоваться. Температура затвердения сохраняется нулевой, пока вся вода не превратится в лед.

    Слайд 7

    Другое дело стекло. В нем не найти кристаллов. Не существует в нем и резкого перехода при какой-то определенной температуре от жидкого состояния к твердому (или обратно). Расплавленное стекло (стекломасса) в большом интервале температур остается твердым. Если мы примем вязкость воды за 1, то вязкость расплавленного стекла при 1400°С составляет 13 500. Если охладить стекло до 1000°С, оно станет тягучим и в 2 млн. раз более вязким, чем вода. (Например, нагруженная стеклянная трубка или лист со временем прогибаются.) При еще более низкой температуре стекло превращается в жидкость с бесконечно высокой вязкостью.

    Слайд 8

    Изделия из стекла

    В средние века, после развала Римской империи, перемещение технологий и секретов мастерства стеклодувов сильно замедлилось, поэтому восточная и западная стеклянная посуда постепенно приобретали все больше и больше индивидуальных отличий. Александрия так и оставалась центром производства стекла на Востоке, где делалась изящная стеклянная посуда.

    Слайд 9

    К концу первого тысячелетия, существенно изменились методы производства стекла в Европе. В первую очередь это коснулось состава сырья для производства. Учитывая трудности с доставкой такого компонента смеси как сода, его заменили на поташ, полученный в следствии сжигания дерева. Поэтому стекло, сделанное к северу от Альпийских гор, стало отличаться от изделий, произведенных в средиземноморских странах, например в Италии.

    Слайд 10

    В XI веке немецкие мастера, а в XIII веке – итальянские, освоили производство листового стекла. Они сперва выдували полый цилиндр, затем обрезали его дно, разрезали его и раскатывали в прямоугольный лист. Качество такого листа было не высоким, но практически полностью повторяло химический состав современных оконных стекол. Этими стеклами стеклили окна церквей и замков знатных вельмож. На этот же период приходится и расцвет изготовления витражных окон, в которых использовались кусочки цветного стекла.

    Слайд 11

    В конце Средневековья, центром европейского стекловарения становится Венеция. В тот исторический период венецианский торговый флот бороздил воды всего Средиземноморья, что способствовало быстрому перенесению новейших технологий (особенно с Востока) на благодатную венецианскую землю. Производство стеклянных изделий было важнейшим ремеслом в Венеции, о чем свидетельствует количество стеклодувов в этом городе - более 8000 человек. В 1271 году вышел специальный указ, которым узаконивались некоторые протекционистские меры по защите интересов стекловарения, запрещался импорт иностранного стекла, прием на работу иностранных мастеров и вывоз за границу сырья для изготовления стекла.

    Слайд 12

    В конце XIII века в Венеции насчитывалось уже более тысячи стекловаренных печей. Однако, частые пожары, вызываемые их круглосуточной работой, вынудили городские власти перенести производство на расположенный поблизости остров Мурано. Эта мера также давала некоторые гарантии в вопросе нераспространения технологии и сохранения тайны производства венецианского стекла, так как мастера не имели права покидать территорию острова.

    Слайд 13

    В XVII веке лидерство в развитии технологии производства стекла постепенно перешло к английским мастерам, в частности благодаря изобретению Джорджем Равенкрофтом в 1674 г. нового способа производства хрусталя. Он сумел получить более качественный состав стекломассы, чем итальянские мастера. Равенкрофт заменил поташ оксидом свинца высокой концентрации и получил стекло с высокими светоотражающими свойствами, которое очень хорошо поддавалось глубокой резке и гравировке.

    Слайд 14

    Но только в конце XIX века стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство. Одним из «отцов» современного стекольного производства можно назвать немецкого ученого Отто Шотта (1851 – 1935), который активно использовал научные методы для изучения влияния различных химических элементов на оптические и термальные свойства стекла. В области изучения оптических свойств стекла Шотт объединился с Эрнстом Эбби (1840 – 1905), профессором в Университете Йены и совладельцем фирмы Карла Цейса. Другой значительной фигурой, внесшей вклад в массовое производство стекла был Фридрих Симменс. Он изобрел новую печь, которая позволяла непрерывно производить намного большее количество стекломассы.

    Слайд 15

    В конце XIX века, американский инженер Майкл Оуэнс (1859 –1923) изобрел автоматическую машину для производства бутылки. К 1920 году в Соединенных Штатах уже работало примерно 200 машин Оуэнса. Вскоре и в Европе подобные машины получили широкое распространение. В 1905 году, бельгиец Фурко совершил еще один переворот в стекольной индустрии. Он изобрел метод вертикального вытягивания из печи стеклянного полотна постоянной ширины. В 1914 году, его метод усовершенствовал другой бельгиец – Эмиль Бишеруа, который предложил вытягивать стеклянное полотно между двух роликов, что значительно упрощало процесс дальнейшей обработки стекла.

    Слайд 16

    В Америке подобный процесс вытягивания стеклянного полотна был разработан несколько позже. Затем технология была усовершенствована при поддержке американской фирмы 'Либбей - Оуэнс' и начала использоваться для коммерческого производства в 1917 году. Флоат - метод был разработан в 1959 году фирмой 'Пилкингтон'. При этом процессе стекло поступает из печи плавления в горизонтальной плоскости в виде плоской ленты через ванну с расплавленным оловом на дальнейшее охлаждение и отжиг. Преимуществами этого метода по сравнению со всеми предыдущими являются стабильная толщина стекла, высокое качество поверхности стекла, не требующее дальнейшей полировки, отсутствие оптических дефектов в стекле, высокая производительность процесса. Наибольший размер получаемого стекла, как правило, составляет 6м. на 3.21м., а толщина листа может быть от 2мм до 25мм. В настоящее время в мире производится около 16 500 миллионов тонн листового стекла в год.

    Слайд 17

    Подготовила:

    Серикова Елена Алексеевна учитель биологии МОУ,СОШ р.п.Озинки, Саратовской области

    Посмотреть все слайды

    Сегодня мы не можем представить себе жизни без использования стекла.
    Куда ни глянь, везде нас окружают стеклянные изделия - посуда, бутылочки, пузырьки. Самое главное в нашей жизни - окна!
    Стекло может быть цветным и прозрачным, легко бьющимся и пуленепробиваемым.
    Но главное, за что ценили его люди с древних времен, - это прозрачность, способность пропускать свет. Ведь было время, когда окна в домах завешивали бычьими пузырями или вставляли в них слюду - пластинчатый минерал, способный хоть в некоторой мере пропускать свет. Оказывается, для людей это так же важно, как для большинства животных и растений на Земле.
    Но долгое время стекло - и стеклянные окна, и изделия из стекла - считалось предметом роскоши. Ведь получить стекло не так-то просто!

    Это обыкновенное стекло

    Из истории стекла

    Стекло - это застывшая жидкость. Стекольную жидкость получают в специальных стекловаренных печах, а потом охлаждают.
    Самым древним стеклянным изделием считается голубой амулет, найденный археологами в Египте. Этому амулету 12 тысяч лет.

    Первое описание получения стекла встречается в заметках древнегреческого историка Плиния. Плиний повествует о том, как за много лет до наступления нашей эры финикийские мореплаватели плыли на кораблях из Африки домой, в Финикию. Они везли природную соду. На ночлег моряки высадились на пустынном берегу, сплошь покрытом песком. Финикийцам нужно было соорудить очаг, чтобы приготовить себе еду. Но вокруг не было крупных камней - ничего, кроме песка. Тогда догадливые мореплаватели взяли несколько кусков соды, по жесткости напоминавших камни, сложили из них очаг и развели костер. А на крупные куски соды поставили котел с водой. Они приготовили пищу, поели и легли спать. А наутро обнаружили под котлом странное вещество: оно было тонким и пропускало свет. Это было стекло, возникшее из песка и соды, разогретых стоявшим на них котлом. Так будто бы было получено первое стекло.

    Сода и сейчас является обязательной составляющей стекольного производства.

    В Древнем мире стеклянные изделия высоко ценили. Древние египтяне делали из стекла флаконы для благовоний, бусины для украшений. Древние греки и древние римляне стали использовать стекло для изготовления сосудов, из которых можно пить.

    Но потом, с нашествием варваров, производство стекла пришло в упадок.

    Новый этап в развитии стекольного производства начался в средневековой Европе. Родоначальниками изделий из стекла считаются венецианцы. Венеция славилась своим стеклом не только по праву первенства, но и за его качество. Венецианское стекло было особенно прозрачным. У венецианских мастеров был свой секрет.

    Делать стекло они научились у сирийцев. Ведь Венеция была торговым городом. Венецианские купцы, рискуя жизнью, отправлялись за диковинными товарами в далекие восточные страны - за коврами, пряностями. И за стеклянными изделиями. Сирия ими славилась. Однако стекло - материал хрупкий. Штормы и тряские дороги не всегда позволяли доставить его в целости. Однако венецианцы научились с толком использовать разбитые вещи: они расплавляли их в печах и добавляли в стекольный раствор.
    И без того прозрачное стекло приобретало за счет этого особую чистоту и блеск.

    Из стекла венецианцы делали тонкостенные, очень изысканные сосуды и украшали их лепными цветами, фигурками фантастических животных и птиц. Каждая из таких вещей стоила небольшого состояния.

    Однако секреты производства стекла в Венеции хранились в строгой тайне. Мастеров по изготовлению стекла называли стеклодувами: с помощью специальных трубок они выдували из расплавленного стекольного раствора различные формы. Стеклодувов в городе очень ценили и уважали, но им не разрешалось покидать Венецию, а за разглашение секрета полагалась смертная казнь.

    Тем не менее производство стекла стало развиваться и в других городах Европы, и в России.

    Первый стекольный завод в России заложил Петр Первый. Завод был построен на Воробьевых горах. В развитие отечественного стекольного дела внес большой вклад ученый Михаил Ломоносов. Он основал под Петербургом фабрику и лично руководил производством цветного стекла для изготовления мозаики.

    Сначала люди делали из стекла украшения и посуду. Со временем они научились не только выдувать формы из стеклянной жидкости, но и охлаждать ее в листы. Из таких листов стали делать оконные стекла и позднее зеркала.

    Время хрусталя

    Время хрусталя начинается в XVIII веке. Мастера Древнего мира о нем ничего не знали. Изобретен он был в Англии.

    В это время европейские стеклоделы увлекаются различными экспериментами по производству стекла: пытаются получить непрозрачные, матовые стекла, стекла различных цветовых оттенков. Англичане пошли по другому пути: они стали добавлять в стекло соли расплавленного свинца и обнаружили, что стекло от этого становится особенно ярким, особенно прозрачным, твердым. Такое стекло можно резать, как драгоценный камень.

    До этого встречались изделия из природного минерала - горного хрусталя. Но стеклянный хрусталь более яркий, более прозрачный.

    Изготавливать хрустальные изделия очень трудно. И хотя мы можем встретить в магазинах чешский хрусталь, хрусталь отечественного производства, хрусталь самого высокого качества до сих пор производится в Англии.

    Тем не менее в России существует даже город со стеклянным названием - Гусь- Хрустальный, в котором существует специализированный завод.

    Еще хрусталь производят в городе Дятьково. И там, при заводе, создан музей хрустальных изделий.

    Обрабатывают хрусталь с помощью специальных вращающихся кругов из алмаза и расписывают с помощью маленьких колесиков, называющихся гранями.

    Изделия из хрусталя считались особым шиком и пользовались успехом у русских царей.

    Так, хрустальными бокалами и другими изделиями сервировались столы в царствование Александра II. Любил хрустальные бокалы и царь Николай II.

    Сегодня хрусталь доступен не только царям. И во многих домах можно обнаружить изысканные вещи из стекла, особым образом преломляющие солнечный свет и создающие эффект радуги, а также издающие при легком касании друг к другу чудесный звон.

    ЕСТЬ ИДЕЯ!

    Выставка «волшебных» стеклышек

    Организуйте с детьми выставку изделий из стекла. Можно локализовать задачу и собирать, к примеру, только стеклянные пузырьки и бутылочки разного размера, цвета и фактуры.

    Пусть дети в результате наблюдений попробуют сказать, что общего между всеми экспонатами на выставке и чем они отличаются; назовут различные свойства стекла: прозрачность, способность биться, удерживать жидкость и т.п. Имейте в виду, что первые два свойства распространяются не на все стеклянные изделия.

    Покажите детям соду. Расскажите, что это вещество не всегда было известно людям, но именно оно привело к открытию секрета производства стекла.

    Попробуйте составить список областей, в которых используются стеклянные предметы.

    Понаблюдайте, как преломляет свет изделие из хрусталя. Предложите детям нарисовать хрустальную вазу, «поймавшую солнечный луч».

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «ГлавОкна», занимающейся остеклением квартир, коттеджей, балконов и лоджий. Пластиковые окна , производимые компанией рассчитаны на любой бюджет. На сайте вы можете заполнить форму для расчета цены пластиковых окон для вашего объекта. Широкий выбор качественных профилей, теплые стеклопакеты, ламинирование «под дерево». Компания гарантирует правильную установку, долгую и комфортную эксплуатацию окон ПВХ, предоставляет гарантию на 5 лет, а так же беспроцентную рассрочку.

  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...