Михалковы. Род михалковых-кончаловских на службе великой германии Никита михалков родословное дерево

Как недавно выяснилось, двоюродный дед режиссёров Никиты Михалкова и Андрея Михалкова-Кончаловского, Дмитрий Петрович Кончаловский (1878-1952) во время советско-нацистской войны работал в составе русской администрации на освобождённых немцами территориях, вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу. Весной 1944 г. Дмитрий Кончаловский возглавил Минский Обком (Оластной Комитет) Национальной Социалистической Трудовой Партии России (НСТПР) Бронислава Владиславовича Каминского.

Учитавая такие страницы биографии этого человека как:

Окончил историко-филологический факультет Московского университета, там же преподавал древнюю историю по специальности 'История Рима'.

Участвовал добровольцем в войне 1914-1917 гг.

В 1918-1922 гг. - преподаватель Московского, Минского и Смоленского университетов.

В 1924-1925 гг. - технический редактор в Госиздате.

В 1929-1941 гг. - преподаватель немецкого и латинского языков в московских вузах.

То есть человек весьма образованный и достойный. Министр национал-социалистической России из него вышел бы хороший.

  • Дмитрий Петрович Кончаловский
Отдельный интерес представляет его рейхсминистру Розенбергу, где Кончаловский, как искренний русский патриот, прямо указывает немцам на все ошибки их 'восточной политики' и призывает к взаимовыгодному партнёрству.

А вот крайне любопытный документ - служебная записка от 17 декабря 1942 г. от анонимного штурмбанфюрера СС из базировавшейся в Смоленске айнзацгруппы В (командиром которой был Эрих Науманн) в Берлин начальнику полиции безопасности и СД с жалобой на Кончаловского-Сошальского (здесь он ошибочно именуется Сучальским):

Начальник полиции безопасности и СД
Офицер связи при министерстве оккуп. вост. территорий
Берлин, 17 декабря 1942 г.
СЕКРЕТНО

1. Служебная записка.
Тема: Вызов русского профессора Сучальского , Смоленск, в восточное министерство.

Опираясь на телефонную беседу от 16 декабря 1942-го сообщаю на основании докладов командира айнзацгруппы B, Смоленск, следующее:
Профессор Сучальский ранее трудился в Москве профессором древней истории. В связи с его антибольшевистским настроем его лишили права на преподавание, после чего он проживал в Смоленске, где и состоялся его первый контакт с немецкими военными службами. Сучальский незамедлительно предоставил себя в распоряжение немецких ведомств и был задействован в группе активной пропаганды Отдела Пропаганды W. Благодаря доверию, которое Сучальский завоевал среди немецких военных ведомств, он мог составить точную картину относительно планов восстановления русской гражданской администрации.

По сообщения командира айнзацгруппы B, Смоленск, Сучальский, однако, неприемлем политически. Из различных его высказываний следут, что он мыслит абсолютно великорусски, если не панславистски . В служебной поездке, состоявшейся в середине 1942-го, в которой принимал участие референт айнзацгруппы B, Сучальский помимо прочего высказывался о фюрере и заявил, что не может понять, почему немецкая пропаганда настолько выдвигает фюрера на передний план. В конце концов он всего лишь человек и кроме того он обладает даром гипноза, с помощью которого склоняет немцев к реализации своих планов. «Миф» Розенберга Сучальский не признает, считая его утрированным и к тому же ошибочным в отношении исторических фактов.

Далее командир айнзацгруппы B оценивает Сучальского как типичного представителя дореволюционных интеллигентов, который пытается использовать текущую ситуацию для того, чтобы получить важный пост в русской гражданской администрации. Референту айнзацгруппы B он заявил, что стремится стать русским министром по вопросам религии и культуры.Сучальский - великоросс и будет любыми путями добиваться великорусской автономии. Германия чего-то стоит для него лишь до тех пор, пока с помощью немецких военных ведомств он может чего-то добиваться. Хотя он безусловно за мирное сотрудничество с немецким рейхом, но решительно против военной оккупации великорусской территории после окончания войны . По мнению командира айнзацгруппы B, то что Сучальский при неприемлемом для него развитии событий может выступить предводителем великорусского движения , лежит в рамках возможного.

В связи с этим я указываю, что айнзацгруппа B уже давно предупреждала Отдел Пропаганды W насчет Сучальского. Тем не менее он по-прежнему работает на ответственном посту. Лишь сейчас зондерфюрер Отдела Пропаганды W сообщил референту айнзацгруппы B, что и он считает Сучальского опасной личностью, причиной чему стала деятельность Сучальского в Смоленске в последнее время. С точки зрения зондерфюрера, Сучальский - панславист и стремится в государственно-полицейском отношении к русской автономии. Зондерфюрер будет решительно выступать против возвращения Сучальского в Смоленск.

2. Господину д-ру Кнюпферу с просьбой рассмотреть и изложить свою позицию.
3. Ограничение допуска - I/6.

СС-штурмбанфюрер [подпись]

Т.е. во время своей работы в оккупированном немцами Смоленске Кончаловский в разгар войны открыто заявлял о себе как о русском националисте, видящем в немцах лишь средство для освобождения России от большевиков, ругал сочинения главных идеологов национал-социализма и критиковал самого фюрера. В ответ на это грозные эсэсовцы написали на него жалобу с просьбой снять его с его поста в смоленской администрации, которая, однако, была оставлена без внимания, и Кончаловский как ни в чём не бывало продолжил свою деятельность. При этом в «своей» Совдепии он за одну сотую из этого разом лишился бы головы. И это естественно побуждает задать вопрос: что же лучше - быть «своим» у совков или чужим у немцев?


А буквально на днях появилась ещё и такая информация:

Пока Сергей Михалков пел оды Сталину, его младший брат Михаил (на фото вверху) служил во время Второй мировой войны в СС.
О Михаиле Михалкове заговорили только перед самой его смертью в 2006 году. Он неожиданно, 80-летним стариком, стал раздавать одно интервью за другим. Мизерным тиражом вышла его автобиографическая книжка на русском «В лабиринтах смертельного риска».

- Михаил Владимирович, как в 1941 году вы, восемнадцатилетний парнишка, оказались в фашистском тылу?

С детства я хорошо знал немецкий язык: моя бонна была немкой. В 40-м году окончил спецшколу пограничных войск НКВД, где тоже изучал немецкий.

- А как же вы затесались в немецкие ряды?

Когда шел в направлении Харькова, напоролся на немцев. Оказался в штабной роте танковой дивизии СС 'Великая Германия'. Рассказал ее командиру - капитану Бершу - придуманную легенду: якобы я ученик 10-го класса, по происхождению немец с Кавказа, меня отправили на лето к бабушке в Брест. Когда город захватила 101-я немецкая дивизия (об этом я узнал еще в госпитале), то я доставал продукты для их обоза. Берш мне поверил и поручил снабжать его часть провиантом. Я ездил по деревням, менял у местных жителей немецкий бензин на продукты.

Танковая дивизия СС 'Великая Германия' отступала на Запад. На границе Румынии и Венгрии я сбежал, надеясь найти партизан. Но так и не нашел. Зато, попав в Будапешт, случайно познакомился с миллионером из Женевы (ему я представился сыном директора крупного берлинского концерна), который вознамерился выдать за меня свою дочь. Благодаря ему я побывал в Швейцарии, Франции, Бельгии, Турции, встречался с Отто Скорцени. Но главной целью всех этих поездок была Латвия - все-таки ближе к России. Там связался с местным подпольем, в латышских лесах мы организовали группу сопротивления. Однажды я убил капитана из дивизии СС 'Мертвая голова', взял его форму и оружие - это обмундирование помогало мне искать 'окно' для перехода фронта. Верхом объезжал вражеские части и выяснял их расположение. Но как-то раз у меня потребовали документы, которых, естественно, не было, я был арестован как дезертир. До выяснения личности посадили в сарай, Снова бежал, пока, наконец, не удалось пересечь линию фронта.

Но при переходе линии фронта попал в полевую жандармерию… Меня как офицера СС сразу даже не обыскали. Вскоре мне удалось бежать. Неудачно спрыгнув с пятиметровой высоты, сломал себе руку, повредил позвоночник… С трудом добрался до ближайшего хутора и там потерял сознание. Хозяин хутора, латыш, отвез меня на телеге в госпиталь, естественно, немецкий. Когда я пришел в себя, меня спросили, где мои документы. Я ответил, что они остались в кителе. В общем, не найдя документов, мне выписали карточку на имя капитана Мюллера из Дюссельдорфа.

В госпитале меня прооперировали, и из города Либавы я был эвакуирован в Кенигсберг с новенькими документами капитана эсэсовской дивизии «Мертвая голова». Меня снабдили карточками на три месяца, выдали 1800 марок и предписали трехмесячный домашний отпуск - долечиваться. Потом я должен был явиться в Лиссу на переформирование высшего комсостава СС. Там я и командовал танковой ротой.

Когда командовал танковой ротой в Лисе… я решил выслужиться и написал строевую песню для роты. На полигоне солдаты эту песню разучили и, возвращаясь в часть, пропели её под окнами штаба. Там были слова, «Где Гитлер, там победа». Меня тут же вызвал к себе генерал: «Что это за песня?». Я ответил, что слова и музыку сочинил сам. Генерал был очень доволен...

Не вдаваясь в анализ воспоминаний Михалкова, явно подкорректированных для советских реалий, отмечу лишь, что вот и ещё одно доказательство, что немцы относились к русским аникоммунистам как к равноправным союзникам, и россказни о всяких мифических планах ост - не более чем ложь красной пропаганды. Уверен, что победи Третий рейх, мемуары Михаила Владимировича открыли бы для нас куда более интересные страницы русско-немецкого боевого братства;) И не пропадал бы зря режиссёрский талант его брата, снимающего сейчас скучные агитки победобесия, ведь каков сценарий - гауптштурмфюрер дивизии СС Тотенкопф Михаил Михалков в боях с большевиками.

Никита Михалков – народный артист РСФСР, популярный российский режиссер, лауреат множества престижных премий кинематографа, известный зрителям по фильмам «Утомленные солнцем», «Раба любви», «Вокзал для двоих», «Пять вечеров».

Помимо творчества, режиссер занимает активную общественную позицию. Он является президентом Российского фонда культуры, членом президиума совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Детство и юность

Родился Никита Сергеевич Михалков 21 октября 1945 года в семье писателя , автора знаменитого детского рассказа «Дядя Степа» и гимнов СССР и России, и литератора . По национальности Никита – русский. В семье Михалковых есть еще старший сын , который в настоящее время также является знаменитым кинорежиссером.


Никита Михалков с отцом

В 7-летнем возрасте Никита стал учеником спецшколы с математическим уклоном, в которой после окончания курса начальной школы не смог продолжать обучение, так как не справлялся с усвоением материала по точным наукам. Когда стало понятно, что ребенок уже не мог решить ни одну задачу самостоятельно, его перевели в простую школу.

С раннего детства Никита Михалков проявлял творческие способности, что и не удивило родственников, ведь мальчик является потомком известнейшей творческой династии, уходящей корнями в XV век. Никита посещал музыкальную школу и театральную студию. В молодости Михалков мечтал об актерской карьере и всесторонне развивался в этом направлении.


В 1963 году будущая легенда российского кинематографа поступил в Щукинское театральное училище, из которого на 4-м курсе был отчислен за съемки в кино, что на тот момент не поощрялось в учебном заведении.

Это обстоятельство не сильно расстроило парня, и он ни на минуту не передумал продолжать учебу в театральных вузах. Сразу же после отчисления из «Щуки» Никита поступил во ВГИК на 2-й курс, который уже к тому моменту окончил его брат Андрей.


После окончания ВГИКа в 1971 году Никиту Михалкова призвали на службу на Камчатском флоте на борту крейсера «Михаил Кутузов». Даже в армейские годы творческий молодой человек не упускал возможность проявить талант, поэтому участвовал в концертах художественной самодеятельности армии.

Фильмы и режиссура

Актерская карьера Михалкова началась еще в 14-летнем возрасте. Дебютом стала эпизодическая роль в фильме «Солнце светит всем», за которой последовали еще несколько работ в кино. Никита сыграл в картинах «Приключения Кроша» и «Тучи над Борском».

Первая серьезная роль молодого талантливого актера состоялась в фильме « », которая принесла ему популярность у зрителей.


Никита Михалков в фильме «Я шагаю по Москве»

Заниматься режиссурой Никита Сергеевич также начал в молодости. В 1974 году на экраны вышел первый фильм Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». После этого у начинающего режиссера начался плодотворный период, длившийся 10 лет. Тогда практически каждый год он снимал картины, которые неоднократно удостаивались престижных кинематографических премий.

Также Никита Михалков продолжал сниматься в кино и полюбился обществу за роли в кинолентах « », «Сибириада», «Жестокий романс». Последний стал знаковым фильмом для актера и для знаменитой телеведущей и актрисы . В 1984 году за вклад в советский кинематограф актеру и режиссеру Никите Михалкову присвоили звание «Народный артист РСФСР».


В конце 80-х годов уже известный на тот момент актер и режиссер создал продюсерское агентство «ТриТэ», первой работой которого стала триумфальная картина «Урга – территория любви», получившая «Нику» и «Оскар». Последующие фильмы мэтра кинематографа также создавались на этой студии. В 1992 году Никита Михалков вошел в состав президиума Фонда культуры России, а в 1993-м возглавил его.

В том же 1993-м на экраны вышел очередной фильм Михалкова под названием «Анна: от 6 до 18», в котором режиссер-сценарист рассказал о жизни старшей дочери Анны. За ростом будущей актрисы получили возможность понаблюдать зрители. Год спустя Никита Сергеевич снял популярный до сегодняшнего дня фильм «Утомленные солнцем», завоевавший множество престижных наград, включая «Оскар» и Гран-при Каннского кинофестиваля.


В 1998 году мэтр стал руководителем Союза кинематографистов России, не прекращая при этом творческую деятельность в актерском и режиссерском направлениях. В 1999-м на экраны вышел фильм Михалкова «Сибирский цирюльник», в 2007-м – «12», в 2010-м – «Утомленные солнцем-2», в 2013-м – «Чужая земля», в 2014-м – «Солнечный удар».

Картины были удостоены почетными номинациями и премиями. Фильмография режиссера состоит из 16 полнометражных фильмов, каждый из которых оставил свой след в истории российского кино. Яркими актерскими работами Никиты Сергеевича стали роли в картинах « », «Мне не больно», «Статский советник», « ».

В 2008 году Никита Михалков мог потерять пост руководителя Союза кинематографистов. Очередной съезд выбрал своей главой . Претензией к режиссеру была непрозрачность финансовой деятельности Союза и неуважение к решениям съездов. Михалков назвал выборы нелегитимными и собрал экстренные перевыборы. Это позволило Никите Сергеевичу остаться на своем посту.

Бизнес и общественная деятельность

С 2009 года режиссер стал одним из организаторов винодельческого бизнеса в Италии, на производственных территориях которого изготавливается марка элитного вина под названием «Додичи», что в переводе с итальянского обозначает «двенадцать». Это вино названо в честь кинокартины Михалкова «12».


Никита Михалков владеет лесным хозяйством «Темино-Лесное» и «Темино-Павловское»

Кроме этого, кинорежиссер владеет лесным хозяйством «Темино-Лесное» и «Темино-Павловское», где перерабатываются лесоматериалы и производится мебель. Также Никита Михалков является совладельцем одного из крупнейших алмазообрабатывающих заводов в России (ТМ «UralDiamond»), в отношении которого в 2013 году ФСБ РФ было заведено уголовное дело по факту незаконной торговли.

Известнейший кинорежиссер и актер также ведет активную общественную деятельность. Громкий общественный резонанс с его участием произошел в 2007 году. Тогда тремя культурными деятелями, в число которых вошел и Никита Михалков, было написано письмо , где был выражен призыв российскому президенту продолжать политическую деятельность и остаться на третий президентский срок.


Критики посчитали подобный поступок вопиющим, так как авторы письма выразили в нем якобы мнение всех российских актеров и художников.

В 2011 году режиссер начал осваивать Интернет. Он зарегистрировался на платформе «Живой Журнал» и на Youtube. Мужчина начал вести видеоблог под ником Никита-бесогон, намекая на своего небесного покровителя. В этом видеожурнале Никита Михалков боролся с неправдивой, по его мнению, информацией в Интернете. Канал прорекламировали многочисленные видеоблогеры. Блог быстро набрал популярность и обзавелся множеством подписчиков. Из этого выросла авторская интернет-передача «Бесогон TV».


Никита Михалков в передаче «Бесогон TV»

Не остался культурный деятель в стороне и от украинского вопроса, которому уделил несколько выпусков авторской передачи «Бесогон TV». В них режиссер поделился со зрителями мнением о ситуации в Украине, рассказал о фашистах и бандеровцах, а также выразил сожаление по поводу фанатизма жителей западного региона страны от .

Авторству Никиты Михалкова принадлежат несколько книг. Долгие года режиссер вел личный дневник и только в зрелом возрасте представил свои литературные труды читателю. Это биографические и публицистические книги «Территория моей любви», «Публичное одиночество», «Право и Правда. Манифест просвещенного консерватизма», «Бесогон. Россия между прошлым и будущим». Отдельным изданием вышли мемуары «Мои дневники».


В 2015 году братья Никита Михалков и Андрей Кончаловский создали проект российской сети общественного питания «Едим дома!», которая должна была стать альтернативой зарубежному McDonald's. Официальным лицом сети кулинарий здорового питания стала супруга Андрея Кончаловского . Первые торговые точки появились в 2017 году.

Личная жизнь

Известно, что все четверо детей режиссера пошли по стопам отца и не отступили от семейной традиции рода Михалковых. Они все в той или иной мере отметились в российском кинематографе, снявшись в картинах отца и других серьезных режиссеров.


Стал не только актером, он работает в ресторанном бизнесе. часто снимается в независимом кино и стала продюсером кинопремии «Белый квадрат», взялась за режиссуру. больше известен в качестве телеведущего, но пробовал себя и в качестве актера, и в роли сценариста, режиссера.

Самая младшая из наследников Никиты Сергеевича, хоть и не провела все детство под объективом камеры, как Анна, но стала актрисой. В 2016 году дебютировала в роли режиссера.

В настоящее время у актера и режиссера Никиты Михалкова имеется уже 9 внуков и 1 правнук.

Никита Михалков сейчас

В 2018 году состояние здоровья режиссера вновь вызвало тревогу у его поклонников. В мае во время поездки в Нижний Новгород Никита Сергеевич получил травму бедра. За помощью тогда пришлось обратиться к медикам. Но последствия оказались более серьезными, чем казалось вначале. Осенью Михалков перенес 2 плановых операции, после чего его состояние стабилизировалось. Сейчас мэтр российского кинематографа уже появляется на светских мероприятиях.

Проблемы со здоровьем не повлияли на творческие планы Никиты Михалкова. Режиссер вместе с братьями Пресняковыми уже создал сценарий для нового фильма «Шоколадный револьвер». В кинокартине пойдет речь о режиссере, дочь которого погибает во время теракта, устроенного на французском курорте. Сам маэстро попадает под следствие – его обвиняют в организации этой диверсии. Ожидается, что премьера киноленты состоится в 2019 году.


Есть в копилке Никиты Михалкова и театральные работы. Его постановка «Метаморфозы» переживает уже третью редакцию. Впервые спектакль по произведениям и был показан в 2017 году. В его создании участвовали выпускники Академии кинематографического и театрального искусства, основанной Михалковым. Сейчас идут показы постановки, которая получила название «Метаморфозы-3: Враги».

Фильмография

  • 1974 – «Свой среди чужих, чужой среди своих»
  • 1975 – «Раба любви»
  • 1977 – «Неоконченная пьеса для механического пианино»
  • 1979 – «Пять вечеров»
  • 1979 – «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»
  • 1981 – «Родня»
  • 1987 – «Очи черные»
  • 1991 – «Урга - территория любви»
  • 1994 – «Утомленные солнцем»
  • 1998 – «Сибирский цирюльник»
  • 2007 – «12»
  • 2010 – «Утомленные солнцем 2: Предстояние»
  • 2011 – «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
  • 2014 – «Солнечный удар»

Библиография

  • «Территория моей любви»
  • «Публичное одиночество»
  • «Право и Правда. Манифест просвещенного консерватизма»
  • «Бесогон. Россия между прошлым и будущим»
  • «Мои дневники»

В большой семье Михалковых каждый в той или иной мере знаменит. Не проходит и дня, чтобы в прессе или на телевидении не прозвучала эта фамилия. У Михалковых свое мнение на все сферы жизни - от мировых проблем до приготовления еды.

Прадеды

Современные Михалковы являются потомками князей Голицыных. Княжна Елизавета Николаевна Голицына вышла замуж за Владимира Михалкова, и семейству достается от Голицыных 720 десятин земли с поселком Назарьево. Поместье было приданым от князей Голицыных.

Владимир Сергеевич Михалков, прадедушка поэта, происходил из небогатого дворянского рода Михалковых. Их родовое имение частично сохранилось в Рыбинске. Новая семья начала строительство собственного имения. Это было двухэтажное здание, оформленное в готическом стиле.

Александр Михалков известен как инженер, который занимался краеведением. Его явно интересовали предки и дворянское происхождение. В 1996 году ему удалось издать работу «Очерки из истории московского купечества, чьи предприятия служили Москве после революции». Именно эта работа сделала его известным.

Из воспоминаний сотрудников «Московской правды» известно, что Александр Владимирович Михалков появлялся в редакции газеты без звонка и не любил говорить о своем известном брате. Тираж его работы - всего 1500 экземпляров, сейчас она имеется в списках рекомендованной литературы для изучения истории российского предпринимательства.

Младший брат Михаил тоже отличился на литературном поприще и написал автобиографическую повесть «В лабиринте смертельного риска», где рассказал свою собственную историю борьбы.

Рыбинск

Данные о семействе Михалковых и его дворянском происхождении хранились в родовом архиве именного поместья в Рыбинске. После распада Советского Союза родственникам передали архивы и правда о жизни предков Михалковых стала доступной для родственников.

Об имении в Рыбинске известно, что до прихода советской власти там хранилось множество произведений искусства - картины и старинные предметы быта перешли в руки государства и навсегда были утрачены для известного семейства.

Сейчас парк в Рыбинске носит статус памятника садово-паркового искусства. Тенистые аллеи и вековые деревья хранят память о славном дворянском роде Михалковых.

Наталья Петровна Кончаловская родилась в семье русского художника П. П. Кончаловского. Мать, Ольга Васильевна, была дочерью В. И. Сурикова. Она оказала большое влияние на свою дочь. По воспоминаниям Натальи Петровны, Ольга Васильевна никогда не впадала в уныние, мужественно переносила невзгоды, ни при каких обстоятельствах не изменяла своим правилам.

Детство и юность

Детство Натальи Кончаловской прошло в путешествиях, где она знакомилась с великими произведениями искусства, училась иностранным языкам. Наталья Петровна прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским.

Во времена революции 1917 года семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том же подъезде, где жил Булгаков. Здесь бывали Хлебников, Бурлюк. Сюда пришел Маяковский в своей желтой блузе, с морковкой, торчавшей вместо платка из кармана. Было много трудностей - голод, холод, отсутствие света, отопления, выдача продуктов по карточкам. Однако, как вспоминает Наталья Петровна, несмотря на сложные бытовые условия, театры и концертные залы были переполнены, страна жила в радостном творческом подъеме.

Насыщенная искусством атмосфера дома Кончаловских, где частыми гостями бывали композитор С. Прокофьев, пианист В. Софроницкий, писатели А. Толстой, Вс. Иванов, Илья Эренбург, скульптор С. Коненков, художник Грабарь, кинематографисты Эйзенштейн, Росс, артисты Иван Москвин, Борис Ливанов и многие другие выдающиеся современники, многого стоила. Так с самого раннего детства Наталья Петровна дышала воздухом искусства, впитывала в себя то, что называется Русской Культурой.

Она была из мира художников, бунтарей. Все, кто бывал в доме, знали ее с детства, для всех она была Наташенька. Гимназия Потоцкой, где она с 1910 года училась, помещалась на площади Пушкина, за кинотеатром 'Россия'. А на верхнем этаже дома жил Рахманинов. В перерывах между уроками девочки собирались на лестнице и слушали раскаты рояля.

Кончаловские были знакомы с Шаляпиными, бывали у них на Капри. Сын Шаляпина, Федор Федорович, позже стал большим другом Натальи Петровны. Маленькая Наташа просто, как домой, заходила в мастерскую скульптора С. Т. Коненкова, который был ее крестным. В студии Сергея Тимофеевича ей довелось слушать стихи Есенина, здесь же 'гремел' голос Шаляпина, танцевала Айседора Дункан.

О своей юности Кончаловская вспоминала так: 'В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования'.

Замужество

После первого неудачного романтического замужества в 1936 году Наталья Петровна выходит замуж за Сергея Михалкова, начинающего детского поэта. Сергей Михалков и Наталья Кончаловская прожили долгую жизнь, отметили золотую свадьбу. Их дети - Андрон и Никита Михалковы, ныне известные современные режиссеры, и дочь Катя от первого брака Натальи Петровны, которую удочерил Михалков.

Сергей Владимирович с огромной благодарностью и уважением вспоминает о Н. П. Кончаловской, и этот портрет, увиденный глазами любящего человека, очень много дает для понимания образа Натальи Петровны: 'Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее поражала воображение - она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу.

Что нас всегда сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Ни она, ни я не отдавали предпочтения суровости, угрюмости, старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Еще отмечу особо мудрость моей жены и еще поклонюсь ей за это. Чего скрывать, за долгую-долгую нашу совместную жизнь у нас случалось всякое. И ссоры, и размолвки, и пререкания по разным поводам...

Все проходило, но для меня одно оставалось неизменным - чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед ее талантами и энергией'.

В воспитании детей Наталья Петровна следовала духовной традиции своей семьи. Вспоминая свое детство, Никита Сергеевич, младший сын писательницы, рассказывал, что его мама была глубоко верующим человеком и никогда этого не стеснялась. Дети ходили в церковь, учили молитвы, причащались, исповедовались.

По воспоминаниям Андрона Кончаловского, старшего сына Натальи Петровны, его детство 'окружали очень разные, выдающиеся, яркие люди... Странно было бы, живя в этом мире, не впитать в себя из него что-то важное для будущей жизни, для профессии'.

Разносторонняя талантливость, богатая фантазия, трудолюбие, с детства прививаемые в семье, не могли не воплотиться в творчестве. Впервые Наталья Петровна Кончаловская выступила в печати в 1938 году.

Творчество

Она начала свою писательскую деятельность переводами Шелли, Браунинга, Вордсворта. Кроме того, она переводила с украинского - Стельмаха, с еврейского - Рубинштейна. Ею были переведены стихи многих кабардинских, балкарских поэтов. Но самый ее крупный перевод - поэма 'Мирей' провансальского поэта XIX века Мистраля.

Встреча с Францией, французской литературой не закончилась переводом поэмы Мистраля. Старший сын Натальи Петровны, Андрон, познакомил ее с песнями Эдит Пиаф, которые она потом перевела и написала две книги о певице. Он же познакомил ее и с песнями Жоржа Брассанса, современного французского поэта, которого Наталья Петровна также взялась перевести.

Однако писать она стала значительно раньше. Все располагало к творчеству в доме, где всегда звучали стихи, музыка, рождались живописные произведения.

Особенно ярко она заявила о себе в поэзии для детей. Кончаловская начала с переводов английской детской поэзии. Ее собственные стихи собраны в книжках 'Огород наоборот', 'Близнецы', 'Что случилось?', 'Сосчитай-ка!', 'Нотная азбука'. Кроме того, выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки, в том числе книга-путешествие по современному Китаю 'Чжунго, Нинь Хао!', написанная совместно с Ю. Семеновым. Особое признание пришло к ней, когда вышла в свет книга 'Наша древняя столица', над которой писательница трудилась на протяжении пятнадцати лет, где она простым, образным словом воспела наших предков, раскрыла роль народа в становлении русского государства.

С детства любившая музыку и когда-то мечтавшая поступить в консерваторию, Кончаловская написала русские тексты к операм Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси, а увлечение французской эстрадой привело к появлению двух пластинок 'Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская'. Наталья Петровна писала и песни для мультфильмов.

Н. П. Кончаловская много ездила по стране с музыкально-литературными концертами-импровизациями, сборы от которых шли в Фонд мира. Посетив мемориал Хатыни, она за несколько дней написала поэму 'Хатынская поляна', которую композитор Эмиль Олах положил на музыку. Так вышла пластинка с записью поэмы в исполнении автора. За эту работу Наталья Петровна была удостоена золотой медали 'Борцу за мир' Комитета защиты мира.

Внучка Сурикова

Одно из важнейших творческих устремлений писательницы - работа, связанная с пропагандой творчества В. И. Сурикова. Наталья Петровна, наверное, лучший биограф Василия Ивановича. Главная особенность и уникальность ее работ состоит в том, что она - единственный близкий человек, знавший Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Наташа была любимой внучкой деда. Вместе со своими родителями она еще в детстве ездила на родину Василия Ивановича - в Сибирь и навсегда полюбила эти места. Поэтому не случайно, что в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова Наталья Петровна принимала самое активное участие. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда на себя. И где бы ни находилась Наталья Петровна, она проявляла самое теплое участие в судьбе дома и его коллекции. Об этом свидетельствуют ее частые встречи с Л. Греченко, директором музея, письма писательницы в музей.

Переписка Натальи Петровны с музеем касалась не только его насущных проблем: становления и развития музея, комплектования фондов, реставрационных работ, - но и просто жизни красноярцев. Благодаря ей и брату, Михаилу Петровичу, усадьба приняла тот вид, который был при деде. За бережное хранение сотрудниками музея родовой усадьбы художника дети и внуки Сурикова передали в дар музею богатый экспозиционный материал - личные вещи художника, его палитру, краски, трость, шляпу, и, конечно, картины. Большая часть фондов музея - произведений художника, его вещей, фотографий, документов получена от семьи Кончаловских.

В книге 'Дар бесценный', которая вышла в 1964 году, писательница ярко, образно, с целым рядом бытовых и исторических подробностей рассказывает о творческом пути одного из великих русских живописцев. Книга основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немаловажную часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде. Одно из них - рассказ о работе В. И. Сурикова над этюдом 'Царевна' для картины 'Посещение царевной женского монастыря'. Наташа позировала для этого этюда в 9-летнем возрасте, она надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра, - бармы, оплечье и кокошник. Было тяжело стоять, но дедушка говорил: 'Ничего, ничего, бомбочка, постой! Вон царевны всю жизнь такую тяжесть носили, а ты не можешь десять минут постоять...' Так шла работа над портретом. Теперь этот портрет, подаренный внучкой художника, украшает коллекцию музея-усадьбы В. И. Сурикова.

Последние годы

Последние двадцать лет Наталья Петровна жила на своей даче на Николиной Горе, в Москву приезжала только по необходимости. Как вспоминает о последних годах жизни Натальи Петровны сын писательницы, Никита Сергеевич Михалков, 'она старела замечательно легко - в этом не было ни комплексов, ни болезненности. Было достоинство. Даже в преклонном возрасте, когда ей было за восемьдесят, я никогда не видел ее небрежно одетой. Если она плохо себя чувствовала, просто никого не приглашала, сознавая, что неважно выглядит.

И даже в последние дни жизни - она находилась в больнице, в реанимации - осталась себе верна... Господь послал ей не смерть, а скорее уход. Она прожила счастливую, страстную, наполненную жизнь, она устала и уходила - спокойно, достойно'.

Патриарх Пимен, хорошо знавший Наталью Петровну, совершил отпевание в Свято-Даниловом монастыре, прихожанкой которого она была. Огромный Троицкий собор был переполнен. Здесь все Михалковы: муж, сыновья, дочь, внуки. Потом - панихида на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца Натальи Петровны, художника Петра Кончаловского и матери - Ольги Васильевны. Это было в октябре 1988 года...

'Впервые в русской литературе жизнь и творчество живописца-деда довелось воспеть поэтессе-внучке, воплотившей в художественной прозе как внутренний, так и внешний его образ, раскрыть сложнейший процесс рождения картины неотрывно от жизни и быта крупнейшего русского мастера кисти' - так писала критика после выхода в свет книги 'Дар бесценный' Натальи Кончаловской.

Русский дворянский род, происходящий от Михаила Ивановича, потомка в V колене Марка Демидова, по преданию, выехавшего из Литвы в начале XV в. Тимофей Михалков дьяк князя Дмитрия Иоанновича (умер в 1509 г.). Его сын Андрей был наместником в Туле… … Биографический словарь

Михалковы - дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. ('Собр. гос. грам.', I, 336). Тимофей М. дьяк великого князя Дмитрия Иоанновича († в 1509 г.). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 82) и воеводой в Смоленске… … Большая биографическая энциклопедия

Михалковы дворянский род - Михалковы дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. (Собр. гос. грам. I, 336). Тимофей М. дьяк велик. князя Дмитрия Иоанновича (умер 1509). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 2) и воеводою в Смоленске (1584).… …

Михалковы, дворянский род - Михалковы дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. (Собр. гос. грам. I, 336). Тимофей М. дьяк велик. князя Дмитрия Иоанновича († 1509). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 2) и воеводою в Смоленске (1584).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Михалков, Никита Сергеевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Михалков. Никита Михалков Имя при рождении … Википедия

Михалков, Никита

Михалков Н. - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Н. С. - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Никита - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Никита Сергеевич - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Книги

  • 100 великих династий , Е. Г. Жадько. Новая книга популярной серии '100 великих' посвящена самым знаменитым династиям в истории человечества: императорским и королевским, аристократическим и дворянским, промышленным и… Купить за 300 руб
  • Михалковы. Семейный клан , Нелли Гореславская. Трудно найти другую столь известную в нашей стране семью, которая бы могла превзойти этот старинный дворянский род по числу одаренных личностей. И корень его - Сергей Владимирович Михалков -…
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...