Что такое когнитивные способности. Что такое когнитивность и когнитивные навыки Что такое когнитивные способности определение

Под подразумевается способность человека воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира. Психологи используют данное понятие, как характеризующее психические процессы личности, и особенно определение относится к различным намерениям человека, его желаниям или убеждениям. Если термин применяется в широком смысле, то имеется в виду знание, или акт познания. Возможны интерпретации в социальном и культурном смысле, когда речь идет о так называемом становлении определенных концепций и знаний, выражающихся в действии и мыслях. Такое понятие, как когнитивные процессы, часто применяется к восприятию действия, памяти, воображения.

Когнитивные функции играют особую роль в психическом развитии человека, и их нарушение представляет собой наиболее часто встречающийся неврологический симптом. Так как когнитивные функции связаны непосредственно с деятельностью мозга, когнитивная недостаточность может закономерно развиваться, если имеются диффузные и очаговые поражения головного мозга. Нередко когнитивные расстройства обнаруживаются у пожилых людей. Как показывают данные статистики, до двадцати процентов пациентов, возраст которых превышает шестьдесят пять лет, страдают довольно тяжелыми когнитивными расстройствами в виде деменции.

Более легкие когнитивные расстройства у пожилых встречаются еще чаще, согласно некоторым данным, это от сорока и до восьмидесяти процентов больных, с учетом возраста. В настоящее время имеется тенденция к значительному увеличению длительности жизни, и поэтому в популяции становится больше пожилых лиц. В то же время, проблема когнитивных нарушений приобретает все большую популярность, и становится актуальной не только для неврологов, но и для других медицинских специалистов. Когнитивными функциями врачи называют функции головного мозга, являющиеся особенно сложными, с их помощью происходит рациональное познание мира. Когнитивные функции – это речь, память, гнозис, праксис, и конечно, интеллект.

Причины нарушения когнитивности

В настоящее время специалисты доказали, что когнитивность – это работа мозга, и не отрицается мнение, что природа любых когнитивных процессов управляема мозгом. Тем не менее, теория когнитивности не во всех случаях определяет данные процессы, как связанные с мозговой деятельностью, а также с другими проявлениями. Недавние исследования ученых в области когнитологии были направлены на то, чтобы выяснить, как именно мозг человека перерабатывает информацию. Данные исследования помогают разобраться, какие причины влияют на возникновение нарушений когнитивности. Их можно выявить, обратившись к специалисту, который установит нозологический диагноз.

Притом, всегда принимается во внимание, что любое когнитивное расстройство не всегда обусловлено первичным заболеванием мозга. Например, такое когнитивное нарушение, как деменция, может возникнуть как результат системного дисметаболического расстройства, они в свою очередь представляют собой осложнение различных заболеваний соматического или эндокринного типа. Также, причиной нарушенной когнитивности, имеющей дисметаболическую природу, являются заболевания почек, дефицит фолиевой кислоты, витамина В12, заболевания печени, гипотиреоз. В связи с этим, выявление различных нарушений когнитивности требует полноценного обследования, и на первом месте стоит лечение имеющихся у больного эндокринных или соматических заболеваний. Когнитивные нарушения могут быть вызваны сердечнососудистой недостаточностью, нарушенным обменом веществ, алкогольным или любым другим отравлением.

Возможно, причиной нарушения когнитивной функции является эмоциональная сфера. Поэтому, все пациенты, имеющие жалобы на пониженную память, и другие проблемы, связанные с деятельностью мозга, должны быть обследованы с учетом данного направления. Нередко причина кроется в депрессивном состоянии, причем, это касается пациентов любого возраста. Иногда объективное подтверждение нарушения когнитивных функций отсутствует, так используемые в диагностике скрининговые шкалы имеют недостаточную чувствительность. В связи с этим, для выявления причины нарушения требуется не только оценка эмоционального состояния, но и необходимо проведение повторных исследований, проведенных с интервалом в несколько суток.

Лечение нарушений когнитивности

Специалисты считают, что показатели когнитивности следует воспринимать в очень индивидуальном порядке, так как известно, что периодически у каждого человека могут возникнуть определенные когнитивные нарушения. В связи с этим, не стоит поднимать тревогу при единичных случаях нарушения памяти или восприятия. Тем не менее, если симптомы стали повторяться чаще, и это заметно окружающим, то стоит обратиться в неврологическую клинику, для того чтобы проверить работу мозга. Особенность когнитивных нарушений в том, что сами по себе они не проходят, и если не проводить лечение, нарушения будут лишь усиливаться. Иногда когнитивность может быть настолько нарушена, что возникает слабоумие.

Прежде, чем приступить к лечению, пациенту назначается нейропсихологическое тестирование, которое является методом объективизации когнитивных нарушений. Данные тесты позволяют пациенту выполнить определенные упражнения на запоминание, а также воспроизведение рисунков, слов. В тестах содержатся задачи, проверяющие концентрацию внимания. На основании данного исследования определяется, в каком состоянии пребывают когнитивные функции пациента, и врач принимает решение о методах дальнейшего лечения. В данном случае, терапевтическая тактика выбирается на основании тяжести выявленных нарушений, принимается во внимание их этиология, и другие факторы, такие, как возраст больного, ряд сопутствующих заболеваний.

Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities)

К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или мыслительная способность. Подавляющее большинство исслед. К. с. посвящено их изучению с т. зр. индивидуальных различий, поскольку между людьми наблюдаются различия даже в тех способностях, к-рые характерны для них как вида.

Тесты когнитивных способностей

Дж. Кэттелл предложил термин «умственный тест» в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов американских колледжей, измеряли скорость психич. реакции, сенсорное различение и словесные ассоциации. Эти тесты, однако, оказались плохо связанными с успешностью студентов в обучении. В начале 1900-х гг. французский психолог А. Бине обнаружил, что тесты более сложных умственных функций, таких как способность к запоминанию отрывков прозы или к решению простых мыслительных задач, оказались полезными в прогнозировании школьной успеваемости и в идентификации детей с задержками психич. развития. В начале XX в. британские психологи во главе с Ч. Спирменом разработали множество тестов психич. функций, к-рые могли проводиться как с детьми, так и со взрослыми. В США толчком к «тестовому движению» послужила не только адапт. Л. М.Тёрменом в 1916 г. тестов Бине, известная как тест Стэнфорд-Бине, но и широкое применение тестов для классиф. офицеров и новобранцев, мобилизованных в ходе Первой мировой войны. Все эти тесты - Бине, Тёрмена и армейские (альфа и бета) - стали наз. тестами «интеллекта». Они получили широкое распространение не только в силу их практ. полезности, но и как меры важных умственных характеристик.

Для оценки согласованности рез-тов разных тестов при измерении ими одной черты или одного свойства можно использовать коэффициент корреляции. Эта идея впервые была высказана Спирменом в 1904 г. Серия проведенных им исслед. завершилась публикацией в 1927 г. его главной работы - «Способности человека» (The abilities of man). В ней Спирмен развил теорию интеллекта, по существу, теорию К. с., в к-рой все умственные тесты рассматривались в той или иной степени в качестве измерений единственной черты или «фактора» когнитивной способности, к-рый Спирмен назвал «g» (по первой букве полного названия «общая» (general) способность). Спирмен считал, что фактор «g» измерялся всякий раз, когда умственная задача требовала того, что он наз. эдукцией (eduction), или выявлением отношений и коррелятов. На более привычном языке этот неск. экзотический термин можно было бы назвать умозаключением или индукцией. Современники Спирмена, однако, оказались не готовы принять идею о единственном факторе когнитивной способности и продолжали считать, что разные тесты все же измеряют разные способности - специфические способности к оперированию словесным материалом, пространственными отношениями, воспроизведению по памяти заученных списков слов и т. д.

С развитием методов факторного анализа наметился явный прогресс в разрешении спорных вопросов, касающихся понимания К. с. Лидерами этого движения стали С. Барт, Г. Томсон в Великобритании и К. Холзингер, Т. Л. Келли и Л. Л. Терстоун в США.

Факторы когнитивной способности

Главная цель в изучении К. с. состояла в определении того, какие виды способностей можно идентифицировать, и в интерпретации их природы. В 1938 г. Терстоун опубликовал работу под названием «Первичные умственные способности» (Primary mental abilities) - рез-ты факторного анализа батареи из 57 мер К. с. в форме групповых бланковых тестов, к-рые он провел на студентах ун-та. Мн. из этих мер были аналогичны заданиям, входившим в состав тестов интеллекта, но каждая из них предназначалась для измерения одной - специфической - когнитивной функции. В этой батарее им были выявлены по меньшей мере 8 факторов, поддающихся ясной интерпретации:

S. Пространственный (Space): способность воспринимать и сравнивать пространственные паттерны.

V. Вербальное понимание (Verbal comprehension): способность к определению значения слов и, более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями.

W. Беглость речи (Word fluency): способность быстро продуцировать слова в соответствии с определенными ограничениями в отношении их буквенного состава.

N. Легкость числовых операций (Number facility): скорость и точность выполнения простых арифметических действий.

I. Индукция (Induction): способность выводить правила, к-рым подчиняется конкретный набор стимулов.

Р. Перцептивная скорость (Perceptual speed): скорость и точность обнаружения определенных визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с к.-л. другими.

D. Дедукция (Deduction): способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам.

М. Механическая память (Rote memory): способность заучивать и воспроизводить по памяти произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа.

Терстоун считал, что его результаты поддерживают вывод о наличии мн. видов интеллекта и опровергают предположение о существовании одного вида интеллекта - общего. В более поздних исслед. Терстоуна и др. ученых этот вывод был смягчен до предположения об «иерархической» организации К. с. Это предположение означало, что нек-рые К. с. являются крайне общими, входящими в состав разнообразной умственной деятельности, тогда как другие являются более специализированными.

Иерархический подход к К. с. принял неск. форм. Британские психологи, позиция к-рых представлена книгой Ф. Вернона «Структура человеческих способностей» (The structure of human abilities), помещают в самой вершине иерархии К. с. осн. групповой фактор, спирменовский фактор «g», а на следующем уровне - второстепенные групповые факторы: фактор «v:ed» (вербальный-числовой-образовательный), происхождение к-рого связывается гл. обр. со школьным обучением, и фактор «k:m», («практический-механический-пространственный-физический»); в дополнение к ним выделяются многочисленные специфические факторы, такие как вербальный, числовой, пространственный и др., входящие в состав этих групповых факторов.

Дж. П. Гилфорд в своей книге «Природа человеческого интеллекта» (The nature of human intelligence) отстаивал т. н. модель «структуры интеллекта» (SI). Гилфорд отрицал идею существования фактора «g», или общего интеллекта. Вместо этого он полагал, что все К. с. можно в конечном счете представить в виде перекрестной классиф. по трем основаниям: типам умственных операций, типам содержания и типам «продуктов» или рез-тов, получающихся вследствие их переработки. Утверждалось, что каждый вид когнитивной способности или фактор связан с определенным процессом, содержанием и продуктом. Процессами, или «операциями», являются когниция (восприятие информ.), память, дивергентное продуцирование, конвергентное продуцирование и оценка. Содержание может быть образным, символическим, семантическим или поведенческим (последнее связано с жестикуляцией, лицевой экспрессией и т. п.). Продуктами могут быть элементы, классы, отношения, системы, преобразования и импликации. Гилфорд попытался дать строгие определения этим категориям, к-рые в сочетаниях позволяли выделить по меньшей мере 120 различных факторов. В силу ряда технических соображений не все исследователи в данной области приняли модель Гилфорда, однако она оказалась полезной в качестве руководства в дальнейших исслед., и Гилфорд утверждает, что на сегодня идентифицировано примерно 100 независимых факторов способностей.

С т. зр. факторного анализа то, что измеряется любым конкретным тестом, м. б. либо единичным, «чистым» фактором когнитивной способности, либо конгломератом неск. таких способностей.

В 70-х гг. ряд когнитивных психологов воскресили из фактического забвения исслед. тех простейших когнитивных функций, к-рые изучались Дж. Кэттеллом и др. в конце XIX в. в качестве возможных мер интеллекта. Совр. уровень технологии и использование микрокомпьютеров предоставляют для этого новые возможности.

Клинические подходы

Ж. Пиаже - крупнейший исследователь К. с., использовавший преим. клинический подход. Его в большей степени интересовало изучение способностей как универсальных характеристик Homo sapiens и их развитие на протяжении всей жизни чел., особенно в период детства. Осн. методом были индивидуальные беседы с детьми, в ходе к-рых им задавались вопросы, направленные на выяснение их знаний и представлений об окружающем мире; тж использовались б. или м. стандартизованные когнитивные задачи, такие как просьба расположить палочки по размеру или предположить высоту уровня воды в сосуде узкого диаметра после того, как она будет перелита из более широкого сосуда.

Психологи дискутировали по поводу того, имеют ли те виды К. с., к-рые изучал Пиаже и его коллеги, к.-л. отношение к факторам интеллекта, изучаемым психометристами с помощью более формальных тестов. Скорее всего, да, однако К. с. в понимании Пиаже лучше всего рассматривать как подвиды индуктивных, дедуктивных и пространственных способностей, исследуемых психометристами. Степень развития этих способностей у различных детей, по-видимому, достаточно хорошо отражается в показателях общего интеллекта.

Клинический подход в изучении К. с. использовался тж русским психологом А. Р. Лурией в его исслед. развития познавательных функций у представителей различных, преим. необразованных, групп населения в бывшем Советском Союзе в 1932 г., результаты к-рых изложены в книге «Историческое развитие познавательных процессов», и в его исслед. нарушений умственных способностей при афазиях и др. локальных поражениях головного мозга. В более поздних исслед., используя наборы неформальных когнитивных тестов, описанных в его книге «Высшие корковые функции человека», Лурия разраб. теорию мозговой организации когнитивных функций.

Развитие и снижение когнитивных способностей

Для «среднего» человека, по-видимому, будет справедливым утверждение, что все К. с. развиваются постепенно; их развитие начинается с момента рождения или чуть позже и продолжается до 20-22 лет, хотя, возможно, идет разными темпами. Т. к. крайне трудно установить абсолютные шкалы или метрики для различных способностей, то столь же трудно сравнивать способности по их темпам развития. Однако вряд ли нужно сомневаться в существовании значительных индивидуальных различий в темпах когнитивного развития, касающихся как общей способности, так и более специализированных способностей.

Доказательства возможного снижения К. с. в период взрослости и старости пока нельзя считать окончательными. В целом психологи сообщают о том, что «кристаллизованные» (crystallized) способности, напр. измеряемые тестом «Словарь», хорошо сохраняются в пожилом возрасте или обнаруживают лишь незначительное снижение, тогда как «флюидные» (fluid) способности, такие как способность к логическим выводам, обнаруживают в среднем нек-рый спад, особенно если когнитивная задача требует быстрого реагирования. Интерпретация этих данных представляется затруднительной из-за возможного пересечения различий среди возрастных групп с культурными и образовательными различиями. Мн. людям старческого возраста удается сохранить нормальный уровень К. с., к-рый они демонстрировали в период взрослости.

Источники индивидуальных различий

Главную заботу психологии составляет выяснение того, в какой степени индивидуальные различия определяются биолог. (генетическим) фактором через процессы естественного созревания и в какой - опытом взаимодействия со средой через каналы формального обучения, воспитания, тренировки и стихийного научения. Эта проблема встает с особой остротой в связи с К. с.

Вопрос заключается в том, в какой степени К. с. можно усилить путем специальной тренировки. Мало кто сомневается, что нек-рые способности можно улучшить; напр., это явно возможно в отношении индивидуального словарного запаса и вербальной способности. Попытки улучшения нек-рых др. способностей, напр. способности к оперированию пространственными отношениями, оказались гораздо менее успешными. В целом существует большой пробел в нашем знании о границах развития разнообразных К. с. Зачастую рез-том программ развития К. с. оказывается не увеличение индивидуальных различий, а их уменьшение.

В силу признания важной роли К. с. в развитии демократических и высокотехнологических культур их научное изучение составляет одно из наиболее важных направлений психологии.

См. также Общий (генеральный) фактор интеллекта, Меры интеллекта, Модель структуры интеллекта

Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.

Сегодня быстро развивается такое направление, как NBIC-конвергенция. Несмотря на то, что этот термин появился относительно недавно, его достаточно активно применяют ученые во всем мире. Каждая буква аббревиатуры является отображением одной из четырех наиболее прогрессивных областей знаний: С - когно, I - инфо, B - био, N - нано. По мнению ученых, развитие именно этих направлений позволит существенно изменить в лучшую сторону жизнь человеческой цивилизации в целом и каждого человека в частности.

Все эти сферы взаимосвязаны. Наиболее прогрессивной считается область 'инфо'. Именно эта сфера дает методы, модели, схемы для изучения прочих областей.

Сегодня в психологии, изучающей познавательные способности, мозг сравнивают часто с компьютером. На основании этого сравнения строятся механизмы приема и

Однако мозг и компьютер имеют достаточно сильные отличия. Как известно, машина может работать идеально при заданных алгоритмах и рамках. Мозг может ошибаться. Кроме того, он склонен к ограничениям. Как выяснили ученые, кратковременная и мозга весьма ограничена. Так, у большинства людей объем от пяти до девяти единиц. Именно столько единиц информации человек может удерживать в мозге одновременно. Согласно некоторым данным, объем долговременной памяти меньше 16 Гб.

Существуют у человека и разного рода ограничения, связанные с его жизнью (вероисповедание, убеждения, неверная фиксация причинно-следственной связи и прочее).

С появлением в 60-х годах прошлого столетия первых ЭВМ, развитием многих научных отраслей стало понятно, что объем информации увеличивается стремительно. Однако человек за последние два тысячелетия не внес особых изменений в процессы приема и обработки. Это может привести к тому, что люди просто не смогут справиться с таким потоком информации.

Таким образом, развитие познавательных способностей сегодня для ученых является одной из главных задач. В связи с этим разрабатываются новые психологические схемы и методы. При этом исследователи стремятся найти способы усилить человеческий интеллект и когнитивные способности. Есть несколько методов, используемых для этого.

Первыми считают способы, согласно которым когнитивные способности стремятся к своему максимуму естественным путем. Среди этих путей на первом месте, безусловно, здоровый образ жизни. В это понятие входит и сбалансированное питание, и прием поливитаминных комплексов, и отказ от вредных привычек, и физические нагрузки. Все это в сочетании позволяет повысить эффективность

Усилить когнитивные способности можно, применяя тренировки. К этим методам относятся:

Тренировка рабочей памяти;

Упражнения и задачи, направленные на повышение интеллекта (IQ).

Улучшить память и повысить концентрацию можно, используя ноотропные препараты.

К методам, при помощи которых можно воздействовать на когнитивные способности, относят и отдых. Следует отметить, что у большинства отсутствует понятие 'отдых' или 'расслабление'. Для многих эти слова связаны с поездкой за город или просмотром телевизора. Но в условиях современной жизни этого недостаточно, потому что человек все равно думает о проблемах, пытаясь найти способы решения задач. А во время отдыха мозг должен отключиться от проблем, перестать думать. В этом случае в качестве 'расслабления' используются техники Востока: йога, медитация и прочие.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Мыслительный процесс и процесс восприятия – две стороны одной «медали». И они не только являются тем, что присуще абсолютно каждому из нас, но и представляют собой одну из основных составляющих нашей жизни.

Любой человек время от времени сталкивается с ситуациями, когда по той или иной причине требуется в максимально ускоренном темпе что-то сделать, например, во всех подробностях разработать какой-то проект, понять, о чём идёт речь в изучаемом материале и т.п. Но далеко не все обладают способностью сделать это так, чтобы это было и быстро и эффективно одновременно. И дело здесь заключается, главным образом, в том, что у всех разные когнитивные способности, т.е. способности к восприятию.

Но очень хорошая новость состоит в том, что, независимо от того, каковы когнитивные способности того или иного человека, он может их повысить. И если вы подумали, что для этого нужно проходить массу разных тестов, разбираться в себе и использовать всевозможные развивающие методики, то и здесь мы хотим вас обрадовать: это, пусть и полезно и, конечно же, эффективно, но совсем не обязательно. вы можете, живя своей привычной жизнью, и, быть может, внося в неё совсем незначительные изменения.

И в этой статье мы расскажем вам о том, как вы можете это сделать.

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Итак, можно назвать несколько довольно необычных способов повысить свои когнитивные способности.

Способ №1: Следите за своим питанием

В первую очередь, вы должны уяснить для себя, какие-либо продукты, имеющие статус или просто названные кем-то «лучшими», ещё недостаточно. Если подойти к этому вопросу более детально и взять в расчёт именно долгосрочную перспективу, то вы должны обеспечить свой основной орган – мозг – необходимым количеством витаминов и микроэлементов. Особое внимание нужно уделять достаточному количеству сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот «Омега-3». А наиболее полезными для мозга продуктами можно назвать морепродукты, зерно, яйца, ягоды, орехи, листовые зелёные овощи и шоколад.

Способ №2: Употребляйте кофе

Конечно же, все мы слышали о том, что кофе можно назвать вредным для организма продуктом. Однако вредным он является лишь тогда, когда речь идёт о большом его количестве, ведь если в организм поступает много кофе, это отрицательно сказывается на работе сердечнососудистой и пищеварительной систем. Но умеренное употребление не просто поддержать человека в состоянии бодрости. Кофе помогает сосредотачиваться на трудных задачах, активизирует умственную деятельность и улучшает реакцию. Сделать человека умнее он, естественно, не сможет, но в момент упадка сил или снижения мозговой активности станет отличной поддержкой.

Способ №3: На время откажитесь от пищи

Да, мы уже говорили, что для продуктивности работы мозга в долгосрочной перспективе является незаменимым. Но, несмотря на этот факт, в некоторых случаях непродолжительный отказ от еды способен помочь в кротчайшие сроки улучшить работоспособность головного мозга. По мнению довольно большого количества специалистов в области питания и работоспособности, такое положение дел сложилось в эволюционном процессе – человек способен работать эффективнее, если его организм посылает мозгу сигналы о том, что ему не хватает питания. Мозг же в ответ посылает обратные импульсы, указывающие организму на то, что пришло время воспользоваться запасными резервами.

Способ №4: Пейте вино

Ни в коем случае не подумайте, что мы на стороне злоупотребления алкоголем. Но, согласитесь, пьянство и периодическое употребление «Напитка богов» — это разные вещи. По мнению учёных из Норвегии, люди, регулярно выпивающие немного вина, значительно лучше решают задачи когнитивного характера, нежели те, кто раз и навсегда спиртное, что, предположительно, обусловлено наличием в вине антиоксидантов. Особенно интересно то, что данная тенденция наиболее ярко выражена среди представительниц прекрасного пола. Но каждый человек, не важно, мужчина это или женщина, должен понимать, что польза от вина может быть лишь тогда, когда оно употребляется лишь изредка.

Способ №5: Загорайте

Воздействие солнечных лучей на организм человека исследуется уже на протяжении долгого времени, и каждый раз результаты этих исследований дают интересные результаты. Так, например, по наиболее свежим данным, люди, в организме которых наблюдался высокий уровень витамина D, показали более лучшие результаты при работе с контрольными тестами, чем те люди, в организме которых был дефицит этого витамина. Учитывая то, что витамин D образуется посредством воздействия солнечного света, мы рекомендуем вам как можно чаще отправляться на пляж или, если поблизости такового нет, ездить на отдых на курорты. Заодно и время проведёте отлично (бать может, даже )!

Способ №6: Отдыхайте

Мы живём в мире постоянных дел и забот, стрессов и давления. По этой причине, во множестве ситуаций человек встаёт перед необходимостью и работе без отдыха. Это, конечно, позволяет время от времени выполнять большие объёмы работы, но без отдыха и работоспособность и когнитивные способности человека сильно снижаются. Люди, делающие в рабочем процессе хотя бы небольшие перерывы, лучше воспринимают информацию, больше и лучше запоминают, лучше решают поставленные задачи. Запомните: если аврал и выходной устроить себе нельзя, позвольте себе периодически отвлекаться и немного отдыхать – результат будет гораздо выше, чем, если вы будете работать без перерывов.

Способ №7: Отдыхайте активно

Способ №8: Занимайтесь спортом

Продолжая тему активного отдыха, нельзя не сказать о занятиях спортом. Да, некоторые люди совершенно не видят себя в спорте, предпочитают интеллектуальное развитие или культурно-познавательные виды проведения досуга. Но физическая нагрузка должна быть всегда. вовсе не обязаны быть профессиональными – здесь имеются в виду даже небольшие нагрузки, такие как гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Если же вы намеритесь отправиться в тренажёрный зал или на фитнес, это будет ещё лучше, ведь спортсмены выполняют когнитивные задачи эффективнее тех, кто спортом не занимается. Кстати, даже часовая прогулка в парке повысит вашу работоспособность на 10%.

Способ №9: Играйте в логические игры

При помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии) удалось выяснить, что простая игра в тетрис благоприятно сказывается на активности серого вещества (главном компоненте центральной нервной системы). Но, помимо тетриса, есть и ещё огромное количество интеллектуальных игр: игры на поиск предметов, и головоломки, те же кроссворды и сканворды – всё это развивает мозг и улучшает когнитивные способности. Помимо этого, ещё одна их прелесть заключается в том, что подобные занятия помогают людям отвлекаться от плохих событий и проблем.

Способ №10: Разговаривайте сами с собой

По результатам экспериментов по поиску вещей, выяснилось, что люди, которые заняты поиском какого-либо предмета или вещи, гораздо быстрее находят её, если вслух проговаривают название того, что ищут. Но это лишь «верхушка айсберга». Если время от времени разговаривать с собой, можно быстрее находить ответы на нужные вопросы, лучше концентрироваться на поставленных задачах, быстрее принимать решения и т.д. К тому же, разговоры с собой нередко помогают .

Наверное, вы заметили, что все рассмотренные способы не только не создают дискомфортных ощущений в жизни, но и связаны с положительными эмоциями. Поэтому берите их себе на вооружение и повышайте свои когнитивные способности.

НАШ СПОСОБ: Но и у нас есть свой собственный способ повышения когнитивных способностей, причём он может не только повысить и улучшить мозговую активность человека, но и рассказать ему о самом себе массу уникальной и очень важной информации. Этот способ – наш курс по саморазвитию, в который включена как мощная теоретическая база, так и множество тестов и упражнений, целью которых является познание и развитие себя. Спешите познакомиться с нашим курсом – найти его можно по .

Познавайте и живите с умом!

У большинства людей с возрастом наблюдается потеря навыков когнитивного восприятия и уменьшение интеллектуальных способностей.
Один из выдающихся деятелей в этой области, профессор Тимоти Солтхаус (Timothy Salthouse) из Университета Виргинии, утверждает, что пик умственных функций приходится на 22 года, в 27 лет начинается старение мозга, ухудшение памяти фиксируется с 37 лет, потеря других интеллектуальных функций - после 42 лет.
В данном опубликованном исследовании американских специалистов приняли участие 2 тысячи мужчин и женщин в возрасте 18-60 лет.
Авторы эксперимента сделали вывод, что профилактику и лечение таких расстройств, как болезнь Альцгеймера и других форм деменции, нужно начинать еще в молодом возрасте.

Интересно, что Craik F и коллеги опубликовали более обнадёживающие данные. Они показали, что некоторые из когнитивных способностей человека значительно снижаются в пожилом возрасте, в то время как другие могут оставаться на прежнем уровне или даже улучшаться.
Так, с возрастом снижается подвижный интеллект -способность решать задачи, решения которых нельзя извлечь из полученного образования или практики (пример теста на подвижный интеллект:
'Определите правило, по которому составлен ряд A C F J ? ').
Долгое время считалось, что кристаллизованный интеллект
(аналог процедурного и декларативного знания, полученного в процессе образования и практической деятельности) значимо не изменяется с возрастом, однако сейчас это положение оспаривается.
В старости происходит ухудшение способностей, связанных с подвижным интеллектом,--решение анаграмм, опознание быстро предъявляемых изображений, планирование маршрута при езде на автомобиле.
Молодые и пожилые люди обычно одинаково успешно справляются с заданиями, в которых нужно только поддерживать определенный уровень внимания (например, слушая собеседника наедине с ним). Значительно хуже пожилые люди выполняют задания на распределенное и избирательное внимание . В первом случае испытуемые должны обращать внимание на два и более источника информации (один из способов изучения-дихотическое прослушивание), во втором-избирательно отслеживать только один источник информации, не обращая внимания на помехи.
В заданиях на кратковременную память успешность пожилых людей зависит от сложности задачи: например, если нужно запомнить и воспроизвести 345142686 , то пожилые люди не испытывают затруднений, но если нужно воспроизвести этот ряд в обратном порядке, они справляются с заданием значительно хуже молодых.
Предполагается, что в основе этого ухудшения лежит использование
неэффективных стратегий заучивания : молодые люди при запоминании ряда цифр обычно разбивают его на отрезки, а пожилые стараются запомнить целиком.
При тестировании долговременной памяти у молодых и пожилых испытуемых выяснилось, что память о собственных намерениях (в основном о привычных регулярных действиях) и память на отдаленные события у пожилых людей может быть даже лучше, чем у молодых и взрослых. Так, при использовании теста на известные имена оказалось, что пожилые люди лучше молодых помнят известных деятелей (актеров, спортсменов и т.д.), которые прославились десятки лет назад. Считается, что имплицитная память страдает у пожилых людей незначительно, но при этом показано, что они менее успешно используют подсказки, семантически связанные с предъявленным словом. Например, если в списке предъявленных слов было слово хлеб, то молодые испытуемые смогут при предъявлении слова масло вспомнить искомое слово, старые нет.
Также показано, что семантическая память остается относительно сохранной в пожилом возрасте, но при этом пожилые люди менее уверены в своих ответах по сравнению с молодыми.
На основе известных данных (прежде всего-исследований кристаллизованного и подвижного интеллекта) Ф. Крейк предложил свою интерпретацию динамики когнитивных способностей на протяжении онтогенеза.
По его мнению, показатели некоторых когнитивных способностей нарастают, а потом падают в соответствии с перевернутой U-образной кривой, показатели других способностей растут (или незначительно снижаются) на протяжении всей жизни, и первые соответствуют процессам контроля (подвижный интеллект), вторые-репрезентациям (кристаллизованный интеллект). Они не могут быть рассмотрены как отдельные независимые сущности: и формирование нового опыта зависит от эффективности процессов контроля, и процессы контроля зависят от представлений об окружающем мире.
Эти положения могут быть проиллюстрированы исследованиями E. Bialystok и соавторов (2004). В частности, они показали, что успешность выполнения тестов, требующих высокоэффективных процессов контроля, снижается с возрастом. Они попытались выделить фактор, который может помешать возрастному снижению процессов контроля, и в роли такого фактора выступил билингвизм.
Предполагается, что для того чтобы строить грамматически правильные фразы билингвы актуализируют один язык и временно подавляют знание другого, таким образом, они используют свои высокоразвитые процессы контроля. При выполнении нелингвистического задания на интерференцию (тест Симона) оказалось, что взрослые и старые билингвы справляются с этим заданием лучше, чем их ровесники, знающие только один язык.
Полученные данные предполагают, что билингвизм обеспечивает «когнитивный резерв» (термин Ф.Крейка), способный ослабить снижение когнитивных способностей при старении.
Показано, что пожилые индивиды (и люди, и животные) учатся хуже молодых. Причиной тому, однако, может служить то, что научение у молодых и пожилых индивидов может происходить за счет разных механизмов: у молодых преимущественно за счет формирования новых элементов индивидуального опыта, у старых-преимущественно за счет реорганизации структуры имеющихся элементов опыта.
Возможно, что снижение подвижного интеллекта у пожилых людей указывает на уменьшение «резерва» клеток, из которого рекрутируются нейроны, специализирующиеся относительно вновь
формируемых элементов индивидуального опыта.

Физические нагрузки улучшают когнитивную деятельность

С годами память начинает всё больше подводить человека, из-за чего он вынужден постоянно просить о помощи окружающих.
Учёные из университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign) и Питсбурга (University of Pittsburgh) выяснили, что пожилые люди могут побороться за своё будущее, стимулировать рост структур головного мозга, а значит, и улучшать определённые виды памяти, причём вполне тривиальным способом.
Многочисленными исследованиями показано, что чем больше размеры гиппокампа, тем лучше у человека развита пространственная память. Это предположение оспаривается в среде учёных-нейрофизиологов. Например, что в гиппокамп приходят разномодальные (то есть от разных органов чувств) сигналы. Структуры входов и выходов в этом участке так переплетены, что не могут обеспечить сохранение пространственных характеристик.
Именно этот парный отдел мозга ответственен за ориентирование в пространстве. Кроме того, известно, что если его удалить, человек утрачивает возможность запомнить то, что происходит сейчас (следы долговременной памяти остаются).
Были проведены исследования, которые показали, что у опытных таксистов Лондона размеры гиппокампа больше, чем у обычных людей, и что у студентов во время подготовки к сдаче самых важных экзаменов этот отдел мозга увеличивается в объёме.
Известно также, что по мере старения человека гиппокамп уменьшается, появляются значительные ухудшения в работе памяти и познавательных способностей. Конечно, скорость, с которой это происходит, у всех людей разная, но с уверенностью можно сказать, что все старики проходят через это.
Американские учёные также знали, что размер гиппокампа у мышей можно увеличить, заставляя их проделывать различные упражнения. И они задались вопросом: а что же у человека?
Чтобы найти ответ, они решили исследовать 165 пожилых людей (109 из них были женщинами) в возрасте от 59 до 81 года. С помощью магнитно-резонансного исследования учёные провели объёмный анализ правой и левой половин гиппокампа. Также они попросили людей пройти тестирование, позволяющее сделать заключение об их способностях.
Выяснилось, что пожилые люди, которые ведут активный образ жизни с большим количеством аэробных нагрузок , на 40% лучше ориентируются в пространстве, что также соотносится с размерами их гиппокампа.
'Чем в лучшей спортивной форме они находились, тем больше тканей было в гиппокампе, тем лучше функционировала их пространственная память', - подводит итог в пресс-релизе университета профессор Артур Крамер (Arthur Kramer).
Учёные считают, что нашли доказательство связи между образом жизни и изменениями умственных способностей в старческом возрасте. 'То есть если вы не увиливаете от регулярных физических нагрузок, то и нужные для полноценной повседневной жизни отделы мозга продолжают развиваться и запоминать информацию', - добавляет профессор Кирк Эриксон (Kirk Erickson).

Продолжительность жизни зависит от размеров мозга

Американские ученые после долгих исследований пришли к выводу, что продолжительность жизни человека зависит от размера его мозга.
Ученые долго искали ответ на вопрос - чем объяснить относительно большой размер головы у человека и других представителей отряда приматов. У слонов самый большой по объему мозг среди наземных животных, в то время как у человека отмечено рекордное соотношение между размером головного мозга и размером тела.
Объяснение этому факту американские исследователи нашли, после сравнения различных антропологических параметров 28 видов приматов.
Ученые констатировали - животные с большим, чем у остальных, размером головного мозга живут дольше, чтобы успеть достичь половой зрелости и дать жизнь потомству. Объектами исследования стали приматы, обитающие в дикой природе. Животные, содержащиеся в неволе, как правило, быстрее растут, и это
могло исказить результаты научной работы, пояснила Нэнси Баррикман (Barrickman Nancy) с кафедры антропологии и анатомии Университета Дьюка в США. 'Чтобы компенсировать время, затрачиваемое на взросление, вы либо долго живете и обзаводитесь большим потомством, либо обзаводитесь потомством очень быстро', - объяснила ученая.
Исследование показало, что большой размер мозга связан скорее с продолжительностью жизни, чем с уровнем воспроизводства.
По мнению ученых, дополнительный 'мозговой резерв' позволяет приматам быстро усваивать, как находить еду, избегать встречи с хищниками, а также овладевать навыками социального общения.
Краткий обзор по этой теме можно прочесть

Ген старения мозга

Развитие многих заболеваний зрительной и нервной систем (к примеру, болезней Альцгеймера и Паркинсона) напрямую связано с процессом старения. Природа происхождения и закономерности возникновения этих недугов изучены довольно хорошо, поэтому интернациональная группа исследователей, представляющих Монреальский университет (Канада) и Национальную лабораторию в Беркли (США), решила взглянуть на проблему более широко и определить базовые молекулярные механизмы, контролирующие деградацию нейронов.
Настойчивые поиски увенчались успехом: экспериментируя на мышах, ученые выявили мутацию, значительно ускоряющую процесс старения нейронов мозга и сетчатки глаз. Сообщается, что при отсутствии гена Bmi1 происходила активация белка , что в результате приводило к смерти клеток (на рисунке из журнала Science - белок p53 в связи с молекулой ДНК).
Исследователи также отметили некоторые сопутствующие явления, к примеру, рост концентрации активных форм кислорода и повышенную чувствительность к воздействию нейротоксинов.
«В целом нам удалось показать, что ген Bmi1 напрямую управляет процессом деградации нейронов сетчатки глаз и коры головного мозга, воздействуя на механизмы защиты от », - резюмирует руководитель группы Жильбер Бернье (Gilbert Bernier) из Монреальского университета.

Питание мозга и возрастное снижение интеллекта

По данным геронтологов максимальная работоспособность у лиц умственного труда наблюдается в возрасте от 35 до 45 лет, а к возрасту 50-60 лет из-за старения мозга она снижается на 20-40%.
До 50-ти лет снижение психических функций носит плавный и незаметный характер, а после 50-ти лет и, особенно, после 55-ти лет признаки ослабления памяти, внимания, мышления дают о себе знать во все более явной форме, причем не только в быту, но и в профессиональной деятельности. Так, на примере пилотов гражданской авиации установлено:
Имеется статистически достоверная связь между опасными отклонениями в пилотировании и возрастом пилотов. За допустимые параметры полета по собственной вине наиболее часто совершали выходы пилоты старше 55 лет.
Поэтому сдерживание темпов мозгового старения имеет высокую важность для безопасности полетов.
В ходе обследования 500 пилотов авиакомпании 'Аэрофлот - Российские Авиалинии' отмечено:
в возрасте 50-ти лет снижение интеллектуальных функций у каждого 10-го пилота;
в возрасте 55-ти лет - у каждого 5-го пилота;
в возрасте 60-ти лет - у каждого 2-го пилота.
Психологический тренинг с возрастом малоэффективен, так как способность к обучению снижается. Существует тесная связь между быстродействием мозга и уровнем содержания в его нейронах определенных аминокислот, липидов, гормонов, микроэлементов. Восполнение дефицита необходимых биологически активных веществ в клетках должно способствовать повышению их работоспособности.
Подобран специальный комплекс биологически активных веществ:

Эффективность комплекса биологически активных веществ проверена на 60 пилотах старше 50 лет. На примере лецитина (схема ниже) можно судить о механизме его действия в человеческом организме.


Прием комплекса осуществлялся в течении 4-х лет во время отпуска (1 мес.).
Результаты психологических тестов показали:
У 58% лиц удалось остановить процесс мозгового старения и ослабления психических функций;
У 28% наблюдалось повышение работоспособности мозга.
Подробнее с деталями данного исследования можно ознакомиться в докладе Н.В. Якимович 'СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОЗГА У ПИЛОТОВ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭТОГО ПРОЦЕССА', который был представлен на 3-ем Научно-практическом
конгрессе Ассоциации авиационно-космической, морской, экологической и экстремальной медицины России.

Тренировка интеллекта

Многочисленными исследованиями психологов, врачей и социологов
было доказано, что у психически здоровых пожилых людей до 80 лет
практически не наблюдается значительного снижения интеллекта, и их интеллектуальные способности остаются такими же, как и в более молодом возрасте.

Психическое состояние и интеллектуальные способности в старости зависят главным образом от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации . Чем выше уровень образования,
полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости. Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте, т. е. в течение всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой. Следовательно, и в старости они сохраняют интеллектуальные способности и высокий жизненный тонус.
В ходе исследований обнаружен интересный факт: подвижность психики в старости обусловлена «средой обитания» пожилого человека. Такой вывод был сделан на основании сравнительного анализа результатов двух обследованных групп. Одна группа состояла из здоровых пожилых людей, живущих в благоприятной среде, которая способствовала повышению их жизненного тонуса. В другой группе были люди такого же возраста, но живущие в «тепличных условиях», которые вынуждали их к пассивности.
Очевидно, окружающая среда, требующая от пожилых людей самостоятельности и независимости, позволяет им сохранить высокий уровень развития интеллекта в старости. Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение иностранных языков, различные увлечения - все это требует постоянной работы ума.
Авторы этих наблюдений делают вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Естественно, что между отдельными индивидуумами различия могут быть весьма существенными, но это зависит в основном от условий существования человека.
Существует еще одно наблюдение, касающееся интеллекта пожилых людей. Из-за возрастного снижения слуха человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания окружающих. А окружающие приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей.
У некоторых групп пожилых людей с высоким уровнем образования интеллект в старости не только не уменьшается, но даже в некотором смысле возрастает. Так, например, способности к абстрактным и
философским рассуждениям лучше всего проявляются в пожилом возрасте, особенно между 50-80 годами. Если в зрелости у кого-то творческая деятельность была нормой жизни, то этот человек продолжает заниматься ею до глубокой старости. В качестве примера можно привести плодотворную работу до самой смерти таких выдающихся старцев, как Лев Толстой , Жорж Сименон , Иоганн Гете и многих других.
Лучшее лекарство против старения - тренировка интеллекта и психики .

Из этого следует, что если человек занимается интеллектуальным трудом, учится в течение всей жизни, стремится к самосовершенствованию, то позже, в период старения и старости, мозг у него работает гораздо лучше.
Существует, конечно, и обратная зависимость. Как недостаточное использование физических функций ведет к снижению физических способностей, так и недостаточная эксплуатация мозга, мозговых клеток может привести к ухудшению памяти. Результаты исследований показывают, что к старости лучше сохраняется не память механическая, а память систематическая. В случае необходимости решить задачу, требующую усилий памяти, определенных навыков и опыта, пожилой человек может даже превзойти молодого, которому часто мешают излишние эмоции и недостаток опыта.
Умственная работа требует больших энергозатрат. Немногие осознают, что, испытывая психическое напряжение, они быстрее, чем прежде, утомляются и после такого рода активности нуждаются в более частом отдыхе. Поэтому пожилому человеку необходимо несколько раз в течение трудового дня делать кратковременные паузы для отдыха. Минутная релаксация, небольшая прогулка на свежем воздухе - и снова заряжена «психическая батарейка». Мозг будет лучше снабжаться кровью и не произойдет перенапряжения. Чтобы сохранить психическую активность и здоровье, следует поддерживать динамическое равновесие между работой и отдыхом. Стоит также отметить, что положительный эмоциональный фон также улучшает и когнитивную деятельность и продлевает жизнь.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...