Иисус Христос есть Господь в славу Бога Отца. Добрый Лоцман и капитан


ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ С ЖЕРТВЕННИКА НА ПРЕСТОЛ

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: 'Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)'.

По-русски эта песнь читается так: 'Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!' Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе - таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей - жизнь дающей; припевающе - воспевая; отложим - оставим; житейское попечение - заботу о житейском; яко да - чтобы; подымем - поднимем, прославим; дориносима - торжественно носимого, прославляемого ('дори' - слово греческое и значит копье, так что 'дориносима' значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми - ангельскими чинами; аллилуиа - хвала Богу.

Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе с ними поют Ему трисвятую песнь - хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата и диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем священник с диаконом вполголоса трижды произносят херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея на левом плече 'воздух' (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках святую чашу. Выйдя из алтаря северными дверями (пение Херувимской песни в это время прерывается на словах 'отложим попечение' ), они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за Святейшего Патриарха, за правящего архиеререя, митрополитов, архиепископов, епископов, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан, и возвращаются чрез царские врата в алтарь; честные Дары поставляются на престол на развернутом антиминсе и покрываются 'воздухом', после чего царские врата затворяются и закрываются завесой; певчие же тем временем заканчивают Херувимскую песнь. Перенесение Даров с жертвенника на престол называется великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во Царствии Его; при словах же священника 'Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог...' нужно вполголоса сказать: 'и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков'.


ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ОСВЯЩЕНИЮ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ

После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией 'Исполним молитву нашу Господеви' о 'предложенных честных Дарех' , чтобы они были угодны Господу, о чем в то же время втайне молится священник, и чтобы Господь освятил их Своею благодатию. Далее мы просим у Господа помощи провести весь день ('дне всего' ) в совершенстве, то есть свято, мирно и без греха; послать нам Ангела хранителя, верно наставляющего на путь истины и добра и охраняющего наши души и тела от всякого зла; просим простить ('прощения' ) и забыть ('оставления' ) наши случайные грехи и часто повторяемые прегрешения; даровать нам все доброе и полезное для души (а не то, что услаждает наши пагубные страсти и чего мы часто желаем); и чтобы люди ('мир' ) жили и трудились в мире между собой (а не во вражде и взаимноуничтожающей борьбе); и чтобы мы провели остаток жизни нашей ('прочее время живота нашего' ) в мире с ближними и со своею совестью и, в сокрушении ('покаянии' ) о содеянных грехах; сподобились христианской кончины, то есть исповедавшись и приобщившись Святых Таин Христовых. Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, так как бывают случаи смерти, постыдной для христианина, например, от пьянства, самоубийства, драки и другое. Мы просим кончины мирной, то есть в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на Страшном суде Его. Для достойного присутствия при совершении таинства необходимы: мир душевный, взаимная любовь и всех объединяющая истинная (православная) вера. Поэтому после просительной ектении священник, благословляя народ, говорит: 'Мир всем!' Молящиеся выражают тут же такое же пожелание и его душе ('и духови твоему' ). Затем возглашается: 'Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы' , на что певчие поют: 'Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и нераздельную'. Этим показывается, Кого следует так единомысленно исповедать (признавать). За следующим возгласом 'Двери, двери! Премудростию вонмем!' поется (или читается) Символ веры , в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Святую Троицу и другие главные истины Православной Церкви. При этом завеса на царских вратах отодвигается и 'воздух' с честных Даров снимается. Слова 'Двери, двери!' в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами 'Премудростию вонмем' указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: 'Всех верных, входящих в церковь... и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного'. После Символа веры возгласом 'Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити' обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить 'святое возношение' или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: 'Милость мира, жертву хваления' , то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: 'Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами' , и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: 'горе имеим сердца' , то есть будем иметь сердца устремленными вверх - к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: 'Имамы ко Господу' , то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.


ОСВЯЩЕНИЕ (ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ) ДАРОВ

Совершение святого таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника 'Благодарим Господа!' Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: 'Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней'. Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа - Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, 'победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще'. Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: 'Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея' . К этой песни, называемой серафимскою , певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: 'Осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних! (в небесах) благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!' Слова 'победную песнь поюще...' взяты из видений пророка Иезекииля (Иез. 1, 4-24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6-8); они в откровении видели престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: 'Свят, Свят, Свят Господь Бог' .

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: 'Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов' и 'Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов' . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: 'Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся' (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Певчие протяжно поют: 'Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш' , а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 часа: 'Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися' . Диакон произносит двенадцатый стих 50 псалма: 'Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей' . Священник опять читает тропарь 3 часа, диакон произносит тринадцатый стих 50 псалма: 'Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене' . Священник третий раз читает тропарь 3 часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит: 'И сотвори убо хлеб сей - честное Тело Христа Твоего' . Благословляя вино (в Святой Чаше), он говорит: 'А еже в чаши сей - честную Кровь Христа Твоего' . Диакон по каждом возгласе говорит: 'Аминь' . Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: 'Преложив Духом Твоим Святым' . Диакон же трижды говорит: 'Аминь, аминь, аминь' . В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это - самый важный момент Литургии.

По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послу жили 'во трезвение души (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е. чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение' , и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же ('изрядно' ) вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: 'Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии' , на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: 'Достойно есть...' (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо 'Достойно есть' поется в честь Божией Матери задостойник , т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух: 'в первых помяни, Господи, Великого Господина...' , поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: 'И всех и вся' , то есть помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника 'И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное), и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков' и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: 'И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами' .


ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ПРИЧАЩЕНИЮ

Оно начинается просительной ектенией: 'Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся' , то есть помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу 'о принесенных и освященных честных Дарех' , чтобы (яко да ) Человеколюбец Бог наш, приняв их (прием я ) во святый, пренебесный и духовный (мысленный ) Свой жертвенник как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (в воню благоухания духовнаго ), ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. Далее следуют обычные прошения просительной ектений, которая оканчивается возгласом священника 'И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати' . Поется молитва Господня 'Отче наш' . Хорошо делают настоятели, когда все присутствующие приглашаются петь эту молитву. Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во-первых, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во-вторых, выразить свое благоговение к Святым Дарам в подражание Серафимам, которые, окружая престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2-3). При возгласе диакона 'Вонмем!' завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: 'Святая - святым' . Это означает: Святые Дары могут быть преподаны только 'святым', то есть верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния (исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: 'Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь' .


ПРИЧАЩЕНИЕ

Первыми причащаются в алтаре священнослужители. Священник раздробляет Святой Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. Части для причащения мирян по причащении священнослужителей опускаются в потир. Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый 'причастным' , а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением. Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках святую чашу, произносит: 'Со страхом Божиим и верою приступите' . Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров - явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред святой чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: 'Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися (явился) нам' . Причащающиеся миряне, 'со страхом Божиим и верою' приступая к святой чаше с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением 'Верую, Господи, и исповедую...' , в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним; и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Святых Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою-предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедовать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Святых Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени ради порядка и благоговения к святыне не следует сходить со своего места; и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложив руки на груди подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред святой чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть святой чаши.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя 'Не препятствуйте детям приходить ко Мне' и 'пийте от нея вси' в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

По причащении верующие принимают теплоту, то есть церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Святых Даров. По причащении мирян, священник опускает в святую чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровию и молитвами святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами 'Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое' (собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют: 'Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть' . Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так как, омыв грехи свои в таинстве крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Святого Духа чрез святое миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас ('Та бо нас спасла есть' ). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв святую чашу и благословляя ею молящихся, возглашает 'Всегда, ныне и присно, и во веки веков' , и относит ее на жертвенник. Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви 'во вся дни до скончания века' (Мф. 28, 20).


БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ПРИЧАЩЕНИЕ И ОТПУСТ

Поклоняясь Святым Дарам в последний раз как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят Господа за причащение Святых Таин. Певчие поют благодарственную песнь: 'Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа' . То есть, восхваляя Господа за то, что Он удостаивает нас причащаться Божественных, Бессмертных и Животворящих Таин, просим Его сохранить нас в святости, полученной в таинстве причащения, весь день поучаться правде Божией. После этого диакон произносит краткую ектению 'Прости, приимше Божественных... Христовых Таин...' (с благоговением причастившись), призывающую 'достойно благодарить Господа' . Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложив антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: 'Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков' и прибавляет: 'С миром изыдем' , этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно выходить мирно, в мире со всеми. Певцы от лица всех поют: 'О имени Господни' , то есть выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву , в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить Своими милостями всех уповающих (надеющихся) на Него, даровать мир миру (вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет собою сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвою праведного Иова: 'Буди имя Господне благословенно отныне и до века' . Чаще всего именно в это время для духовного просвещения и назидания произносится пастырская проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: 'Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков' и воздает благодарение Богу: 'Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!' Обратясь к народу и имея в руке напрестольный крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующие, священник произносит отпуст: 'Христос, истинный Бог наш...' В отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Богоотец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец; тут же он дает крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета Святейшего Патриарха, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.

Ин.21.7 «Тогда ученик, которого любил Иисус,
говорит Петру: это Господь».

Слово «Господь» (еврейский Адонай) часто встречается в Библии и соответствует еврейскому Иегова (Вечный) и Адон (Господин). Этому слову в греческом тексте Нового Завета соответствует «Кириос», которое относится как к Богу Отцу, так и к Сыну. Иисус есть Господь – одно из самых древних христианских вероисповедных положений. Это отражено в различных элементах христианского богослужения. По словам ап. Павла, которые могли относиться к обряду крещения, «если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, … то спасешься» (Рим.10.9). Итак, первые христиане должны были исповедать, что Иисус Христос есть Господь. Флп.2.10,11 «Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Отца». Смысл выражения «Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» таков: Божье величие было явлено людям через Христа и одновременно сияет в лице Христовом. Так Бог Отец прославляется в Своем Сыне. Иисуса можно назвать Господом только под воздействием Святого Духа. 1Кор.12.3 «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божьим, не произнесет анафемы на Иисуса; и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Важно отметить, что Господом именуется в Новом Завете лишь прославленный Христос, т.е. господство Его признается общиной верующих потому, что Он прославлен. Отсюда не следует, что Иисус Христос не был Господом в годы земного служения и до этого. Даже враги Его признавали, что Он действовал и говорил от имени ветхозаветного Господа. Это ясно доказывается в Ис.48.16 и в предыдущих и последующих главах этой книги.

Обращенный к прославленному Христу титул «Господь» подразумевает, прежде всего, нынешний Его труд. Жизнь христианской общины осуществляется под Его господством. Труд этот можно видеть и через действие Святого Духа. Многообразие даров верующим и служений – исключительно действие Господа Иисуса (1Кор.12.4-5). То, что под властью Христа является Церковь, отражено у ап. Павла также в образах «главы» и «тела». Глава укрепляет тело и направляет по пути исполнения божественного замысла. Всё мироздание тоже под Его господством. Предвечно рожденный, Иисус всевластен над творением. Ибо оно было создано через Него и управляется Им (Кол.1.15-16; Евр.1.3).

Нет другого имени, которое так бы объединяло одних людей, в то же время, вызывая ненависть у других. Неделя за неделей по всему лицу земли те, кто любят Христа, собираются, чтобы прославить и возвеличить Его имя. Для них это имя синоним любви, радости, надежды и прощения. Почему же это имя так разделяет людей? Почему одни к имени Христову относятся с презрением, а другие превозносят его превыше всех других имен? Несомненно, некоторым становится не по себе при упоминании имени Христа потому, что они не хотят слышать о своих грехах. Иисус есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14.6). Он спасает нас от грехов наших. А те, кто отказывается просить прощения за свои грехи, никак не могут возлюбить имя Христа. Но оно всё равно «выше всякого имени». И однажды настанет день, когда «всякий язык исповедует Иисуса Христа Господом» (Флп.2.9,11). Прославим же за Него Бога!

Когда Христос на последней неделе входил в Иерусалим (Вербное воскресенье), многие видели в Нем Господа. Он отправил учеников за осленком и велел сказать хозяевам животного: «Он надобен Господу» (Лк.19.31). Всякий верующий в Него – подданный Его Царства. Если мы признаем Христа Господом нашей жизни, мы преклоняемся перед Его царским достоинством и живем в послушании Ему. Нам нельзя жить так, как жил один человек, который называл себя христианином, но продолжал при этом употреблять наркотики и жить в прелюбодеянии. Когда его пастор ему об этом сказал, он ответил: «Не волнуйтесь, пастор. Всё нормально. Просто я плохой христианин». Это даже совсем не нормально. Не может такое быть нормой для человека, который утверждает, что идет за Христом. Так что проверим, на словах только мы христиане или еще и в делах своих.

Мне часто приходил в голову вопрос: «Сколько было таких, кто кричал в вербное воскресенье: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лк.19.38), а через несколько дней «Распни Его!»». Ведь были такие люди, которые очень расстроились и даже разозлились, что Христос не воспользовался Своей сверхчеловеческой силой, чтобы установить Свое Царство на земле. Разве можно придумать возможность лучше? Народ весь пойдет за Тобой, только стань царем. Многие иудеи так и не поняли, что Христос может воцариться при одном единственном условии – если люди примут Его сердцем своим. И израильскому народу нужно было не от кесаря избавиться, а от своей гордыни – перестать считать себя праведниками, перестать бунтовать против Бога. Сегодня так же Христос не предлагает нам избавления от житейских тягот, лекарства от всех болезней, не обещает, что мы будем деньги грести лопатой. Что Он тогда предлагал, то предлагает и сегодня: предлагает Себя в жертву за грехи наши и призывает нас служить Ему. И если мы примем Его предложение, не пожалеем.

После Своего воскресения Господь Иисус на берегу Тивериадского озера предсказал ап. Петру мученичество за Него. Петр принял свою судьбу безропотно. Однако затем он поинтересовался будущим ап. Иоанна (Ин.21. 21). Мы можем только догадываться, почему он спросил об этом. Было ли это братское участие? Или плотское любопытство? А, может быть, возмущение, поскольку Иоанну не предстояла мученическая смерть? Какими бы ни были побуждения Петра, Христос ответил словами, которые относятся не только к Петру, но и к каждому последователю Господа. Ин.21.22 «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». Этими словами Господь выразил важнейшую истину: «Не беспокойся чрезмерно о том, что происходит с тем или иным человеком. Твоя задача – верно следовать за Мной».

Писательская карьера христианки продолжалась три десятилетия. Она написала 12 книг и получила 16 почетных степеней. Умерла она от рака. Незадолго до своей смерти в интервью телекомпании она сказала, что количество изданных книг мало значит для нее. Главным своим наследием она считала троих детей. Она сказала: «Если я была для них плохой матерью, тогда всё остальное, что я делала, ничего не стоит». Хотя она добилась успеха, славы и любви среди миллионов читателей, но она понимала, что ее главный приоритет – забота о детях. Конечно, ни один родитель не имеет гарантии, что его дети будут послушными и обратятся к Богу. Однако каждому отцу и матери стоит задуматься над словами этой писательницы. Главные усилия следует направлять на духовное, душевное и физическое совершенствование наших детей. Родители несут за них ответственность перед Богом. Они должны вести их к Спасителю. Вспомним слова псалмопевца Давида: Пс.33.12 «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Родители обязаны также молиться за детей своих и быть для них примером святой жизни. Иногда это целая битва. Часто это требует множества времени и сил. Но цена – душа ребенка, дороже всех затрат. Пусть они от родителей услышат весть о Том, Кто дал их им.

Никому из нас не нравится, если кто-то начинает распоряжаться нашей жизнью. Пусть даже эти указания не плохи, всё равно может наступить момент, когда нам прикажут сделать то, что нам не понравится, либо поместят не в самые лучшие условия. Это может проявиться в нашем доверии Богу. Боязнь доверить свою жизнь в Его руки заставляет некоторых людей оттолкнуть Божью поддержку и помощь. Но такое мышление ошибочно. В 23-м псалме Давид говорит: Пс.23.1 «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и всё живущее в ней». Мы не должны думать, что лишь одни небеса и многочисленные обитатели верхнего мира принадлежат Господу. А земля, будучи незначительной и маленькой частью сотворения и, находясь далеко от царского дворца на небесах, остается в пренебрежении и Богу неинтересна. Когда Бог отдал землю людям, Он в то же время, решил сохранить за Собой право собственности, а им передал ее как временным жильцам. Все части и районы земли принадлежат Господу. Всё находится под Его бдительным оком и в Его руке. Так, что куда бы ни отправился человек, он может утешить себя, что Бог с ним. То, что в глазах всего мира принадлежит нам, не является таковым в свете Его прав. Мы сами – наши тела и наши души – не принадлежим себе, ибо Бог – Творец наших тел и Отец нашего духа. Даже те люди, которые не знают Его и не усыновлены Им, принадлежат Ему. Всё это можно сказать о владычестве Христа, как Посредника. Бог Отец любит Сына и всё отдал в Его руки, в том числе власть над всеми людьми. Это является хорошим объяснением, почему мы должны быть довольны своей участью в этом мире и не завидовать другим. Бог дает одним больше, а другим меньше, как Ему угодно. Поэтому единственное, что может сделать разумный человек – это обратиться сердцем к Господу Иисусу, признав Его власть и доверившись Его заботе.

Пастор говорил проповедь о том, что всё нужно «возложить на жертвенник», т.е. посвятить себя Христу. После служения к нему подошел пожилой фермер. Он рассказал о своих восьми коровах, которые все недавно пали. Это означало огромный ущерб, но главная трудность для фермера заключалась в том, чтобы принять случившееся, как Божью волю. В конце он сказал: «Благодаря вашей проповеди я обрел мир в сердце. Я возложил своих коров на жертвенник». Господство Христа затрагивает все области, все отношения, все заботы нашей жизни. Если мы действительно покоримся Ему, то будем смотреть на любую потерю, как на возвращение Богу того, что по праву принадлежит Ему. Когда Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака, это выглядело, словно Он изменяет собственным намерениям. Ведь Исаак был сыном обетования, в котором Бог обещал благословить все земные племена. Но Авраам доверился Богу и, еще не зная, что будет, сказал сыну: Быт.22.8 «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения». То же касается и нас. Можем ли мы доверить Богу всё: наши доходы, работу, здоровье, семью? Посвящая Ему каждый день своей жизни и, благодаря Его за всё, мы можем устоять в любом испытании.

Придя верой к Христу, мы получаем определенные общественные обязательства. Если мы верим, что Он правит историей так же, как нашей жизнью, то нам не следует сосредотачиваться только на собственном мире, забыв об окружающих нас людях. Правильно ли, если мы ищем Божьей воли касательно собственного переезда в другой город или женитьбы, но никогда не думаем о Его воле относительно положения бездомных, прав не рожденных детей или наркоманов? Забота о собственной жизни без заботы об общественной слишком ограниченна и недостаточна. С другой стороны, увлечение социальными проблемами без посвящения Богу напоминает прыжки на одной ноге. Если мы посвящены делу, но не посвящены Христу, то мы променяли силу Божью на силу политики. Неверующие люди не принимают господства Христа в своей жизни. Но для истинных христиан, забывающих, что Его господство распространяется и на мир внешний, не может быть никакого извинения.

Есть много вещей, побуждающих христиан к верному служению Господу. Одной из них является небесная награда. Не забудем, что награды, названные в Новом Завете и «венцами», получат те, кто принял дар вечной жизни. Кто-то, возможно, думает: «Зачем мне награда? Я же не для нее тружусь. И на небесах не будет витрин, где мы могли бы сложить свои трофеи и хвалиться ими». Искупленные грешники своей высшей радостью почтут сложить свои венцы перед престолом Господа и сказать: Отк.4.11 «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу».

Господь! Просим, помоги нам в том, чтобы мы тоже могли сложить свои награды к Твоим ногам!

пастор Золтан З. Тырык

Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой Единородный Сын Иисус Христос есть наш Господь. Просим, помоги нам найти свой жизненный путь и следовать за нашим Спасителем и Господом. Помоги нам, когда мы не знаем, что делать. Еще больше помоги, когда мы знаем, что делать, но не хотим. Пусть наша душа никогда не прилепится к тому, что не угодно Тебе. Дай нам осознать, что если мы хотим идти путем Божьим, Господь Иисус должен руководить нашим сердцем. Дай нам осознать, что Он – наш Царь, признать Его верховенств и иметь желание трудиться, исполняя Его волю. Просим, Господь Иисус, владей нами, в сердце нашем воздвигни Свой храм и воссядь на трон. Дай нам уверенность в том, что мы не пожелаем, если будем служить Тебе. Помоги нам отдать Тебе право распоряжаться всем в нашей жизни, благодарить Тебя за всё, довериться Тебе и жить для Тебя. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.

Прославление Иисуса Христа

В заключительной части учение о кеносисе апостол Павел указывает на должное прославление Сына, претерпевшего истощаниие уничижение: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, да перед именем Иисуса приклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп. 2,9-11).

Воскресение это еще один этап спасительного действия Слова, Которое снизошло к человеческой немощи. «Слава преображает все человеческое во Христе, включая и тело; и это человеческое Христа получает сияние Славы, восходя ко Отца - Богу, как и Сам Христос» Субири Ксавьер. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла //Человек. - М., 2001,

№1, 58. 99.. В другом послании апостол Павел говорит утвердительно: «Сидит одесную Бога» (Кол. 3,1). Интересно, что Слава выражена апостолом в даровании Ему нового имени. Это было естественно и для Ветхого Завета, например, случай с Авраамом и Иаковом. Но какое же новое имя мог получить Создатель всей Вселенной?

Вот какие имена перечисляет Милитон Сардийский в своем творении «о Пасхе»:

«Который есть все:

Поскольку Он судит - Закон;

Поскольку учит - Слово;

Поскольку спасает - Благодать;

Поскольку рождает - Отец;

Поскольку рождается - Сын;

Поскольку страдает - Овча;

Поскольку погребается - Человек;

Поскольку воскресает - Бог

Сей есть Иисус Христос» Свт. Миллитон Сардийский О Пасхе. / Сочинения Древних Христианских Апологетов. - СПб.,1999, 522..

«Имя это - Сын, - говорит святой Феофилакт Болгарский, - имя это Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и Архангел сказал: «И рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35)» Феофилакт Болгарский, бл. «Благовестник» - М., 2002. Т3, 512..

Очевидно имя это было в первую очередь новым для всей разумной твари, ради которой Он и мучился и умирал. «Новое имя - Господь, (греч. «кириос»), которым в Септуагинте переведено имя Ягве. («Кириос» - официальный титул римских императоров) «Это имя было на устах Петра после чуда Пятидесятницы» Уляхин Валентин свящ. Священное Писание Нового завета. Апостол./ Православный Свято - Тихоновский Гуманитарный Университет. - М., 2006, 133.. «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом (кириос) и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2,36).

Святитель Григорий Нисский объясняет: «Божественная природа не может быть объята именем, между тем через растворение два стали одним. Потому и Бог именуется от человеческого [естества заимствованным именем] - ибо перед именем Иисуса преклонится всякое колено - и человек становится превыше всякого имени» Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I - VIII вв. Новый Завет. Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам/ Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Марка Дж. Эдвардса / Русское изание под ред. К.К. Гаврилкина. - Тверь, «Герменевтика», 2005, 281.. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием Воскресения. (Рим.6, 4-5). Облечься во Христа через подражание Ему в смирении, значит ожидать встречи с Господом, как и апостол Павел ожидал, произнося: «…для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп.: 1,21). Характер соработничества в деле спасения, основанный на свободной воле человека, предполагает встречу кеносиса Господа Иисуса Христа с личным кеносисом падшего творения. В этом у апостола Павла раскрывается антиномия актуальной и потенциальной сотериологии. «Отныне и в самих бренных наших телесах Христос может жить и действовать, изменять их и делать Своими членами. Но с другой стороны - наше спасение мы только ожидаем, поскольку лишь во втором пришествии Дух, Которого мы получили, приняв Христа… в полной мере восстановит в нас Его сияющий образ. И в этом возрождении всего человека преобразится дух, душа и тело, через что мы стяжаем и полное подобие Богу, т.е. станем Богами по благодати» Польсков Константин, диакон. Исполнение и чаяние. Об одной из сторон богословия Апостола Павла.// Богословский Сборник. - М., 1999. выпуск III, 68.. Апостол Павел знал по своему личному опыту, как надежно полагаться на Божественную силу Христа. «В объективности своего жизненного опыта он был удостоверен Самим Господом, который сказал Ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор, 12:9-10)» Гумилёвский И. прот. Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном

человеке. - К.: «Пролог», 2004.. Интересный вывод делает епископ Кассиан (Безобразов) в отношении цели, с которой апостол Павел раскрывает учение о кеносисе. «Павел зовет своих читателей к стоянию в добре и, прежде всего, к полному единодушию и смирением друг перед другом среди тех страданий, которые выпадают на их долю» Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4 - ое изд. Исправленное и дополненное. - М.: Свято - Тихоновский Богословский Институт; Русский путь, 2001, 308.. Итак прославление Господа можно понимать как акт уже совершившийся, так как все продолжающийся в добрых делах Его верных чад, Его паствы!

«В крестном таинстве две стороны. Это сразу и таинство скорби и таинство радости - таинство позора и славы» Флоровский Г., свящ. Догмат и история. - М.: Изд - во Свято -Владимирского Братства, 1998, 205.. Иерей Давыденков подводит итог, говоря, что «крестная смерть - это завершение кеносиса» Давыденков О., иер. Догматическое Богословие: уч. пособие. - М., 2006, 311.. Божественная Премудрость выражает Себя в том, что слабое спасается сильным» Таубе М.А., проф. Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. - М., 2007, 119., - такое изречение сохранилось в «правилах св. апостолов конца III в. Это воистину достойно высшей славы и поклонения «всех тварей» Толкование посланий Св. Апостола Павла по трудам свт. Феофана Затворника. - М.: «Русский Хронограф», 2002, 531..

Архимандрит Иануарий (Ивлев) рассматривает историческое бытие Слова (кенотическое) в связи с церковной историей и приходит к выводу, что «история телесной жизни Христа на земле становится парадигмой для истории самой Церкви. Поскольку Христос был верным, послушным Богу (до смерти крестной - Флп. 2,8) спасительная правда Божия явилась и открылась в истории…» Иануарий (Ивлев), архим. Церковь Христова в положениях св. ап. Павла// Альфа и Омега. - М., 2004, №1 (39), 20.. А проф. Г. Харбсмайер говорит об этом так: «…» новое творение» охватывает весь созданный Богом мир. Оно преследует цель, чтобы «преклонилось всякое колено и, всяк язык исповедовал, что Господь - Иисус Христос» (Флп.: 2, 10-11) Харбсмайер Г., проф., д-р. Бог и человек: что в новом творении уже осуществлено и чего следует ожидать.// ЖМП - М., 1974, №6, 50..

Апостол Павел смог с поразительной глубиной раскрыть в своей проповеди Евангелия учение об униженном Господе, о Иисусе Христе, Который победил мир. Это признавалось не только верующими во все времена, но и людьми близкими к вере, и даже богоборцами. Католический ксендз Ч. Каваляускас указывает на значение кенотического отрывка в послании к Филипийцам так: «Святой Павел воспринял Иисуса как функцию, как Личность, задание Которой он высказал словами: «Уничижил себя самого, приняв образ раба…» - и далее, - «Мы восхищаемся нелинейным Иисусом, Который вечно призывает не к штампам, не к бухгалтерии, а к творчеству новых социальных форм, нового общения братьев в Церкви, к разумному благочестию» Каваляускас Ч. Иисус нелинейный // Наука и религия. - М., 1991, №8, 19-21..

А вот, что пишет один наш современник про апостола Павла: «Этот человек огромен. Он предан Христу. Aposto Hisfurio - Sus (лат. Яростный апостол). Его огнедышащая вера потрясает. Его противоречия ставят в тупик любого… Его можно назвать архитектором христианства. Открывателем христианства, называет его в XVIII веке В. Реймарус, основателем христианства - в XIX в. Ницше» Деко А. Римский гражданин из киликийского города// Наука и религия. - М., 2008, №8, 36,37.. И все же более верным следовало бы признать святого апостола «Избранным сосудом Божиим», который смог своей жизнью свидетельствовать о Любви, сошедшей с неба на землю, ради спасения всего мира. Это и есть кеносис - плод Любви, венец Домостроительства.

1. В объяснении фразы «образом Божиим» (Флп.:2,6) хорошим подспорьем для исследования данного вопроса является обращение к языку оригинала апостольского послания, те есть к древнегреческому языку. «Образ» (греч. «Морфи») означает тот, который тождественный первообразу, он подчеркивает внутреннее единство. Выражение «образом Божиим» (Флп.:2,6) следует относить ко Христу как до, так и после Его боговоплощения, поскольку Его Божество всегда оставалось неизменным.

2. Способ отрицательного толкования (Флп.:2,6) получил более широкое распространение среди экзегетов. Его суть заключалась в следующем: слова апостола «не почитал хищением», понимали как то, что должно быть похищено, а поскольку Господь не стремился к этому, то, значит, имел это всегда, то есть был истинным Богом.

3. Способ положительного толкования хорошо выражен о. Павлом Флоренским. Идея заключалась в том, что «восхищением» (по-славянски) могло означаться восхождение в мир горний усилием личного высокого подвига, в котором не нуждался Спаситель. Поэтому апостол и ставит отрицание перед этим словом: «не восхищением непщева…» (Флп.2:6).

4. Кеносис Господа ИисусаХриста заключился в Его историческом существовании, начиная со дня «рождения», Боговоплощения и вплоть до последних страданий и крестной Жертвы Спасителя. Цели Боговоплощения полностью соответствовали Божественному Домостроительству, основанному на великой любви Бога к людям. Прославление Спасителя стало залогом надежды праведников.

Молитву пролию

Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

В память вечную

В память вечную будет праведник, в память вечную будет праведник, в память вечную будет праведник от слуха зла не убоится. Аллилуиа.

Под твою милость

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас.

Царице моя преблагая

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице,
приятелище сирых и странных предстательница,
скорбящих радосте, обидимым покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь,
помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши:
яко не имам иныя помощи разве Тебе,
ни иныя предстательницы,
ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати,
яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Псалом 41

Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой. Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя. Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...