Знаки и символы масонства в храмах ставрополья. Как относится Православная Церковь к масонству

Сразу стоит оговориться, что собственно «масонской» символики в храме нет и быть не может (как нет и «языческой»). Корректнее говорить о символике, заимствованной из масонства либо язычества или похожей на языческую, масонскую и т. д.

Не открытие, что в храме нас окружают символы языческого происхождения. В этом нет ничего странного. Ведь никакая культура не возникает из вакуума. И христианская не является исключением. Как отцы Церкви для изъяснения христианских истин воспользовались философским аппаратом языческого античного мира, точно так же и языческие античные символы и образы вошли в христианскую иконографию, получив новый смысл. Множество символов, которые мы давно привыкли считать «своими» (например нимбы), на самом деле родом из язычества.

Но все же определенную часть церковного общества некоторые символы, встречающиеся в православных храмах, все-таки смущают, особенно если они так или иначе ассоциируются с масонством.

Самый характерный символ – глаз в треугольнике. Действительно, он является одним из известных масонских знаков и означает творца («Око Великого Архитектора Вселенной»). Кого именно масоны подразумевают под творцом, зависит от идеологий масонских лож. Нам же более интересно христианское объяснение этого символа.

«Всевидящее око» на ритуальном масонском переднике

Символ глаза в качестве «Всевидящего ока» известен с глубокой древности. Он встречается в Древнем Египте (например, соколиный глаз бога Гора, т. н. Уаджет). Аналогичная символика используется и в других религиях, например в индуизме (третий глаз бога Шивы).

Треугольник – тоже древний символ. Его можно встретить у Платона и у пифагорейцев. В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения. Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца. Параллельно его переняли и масоны.

«Всевидящее око Господне». Икона

В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период изображение «Всевидящего ока» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковь в Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, наградные медали и т. д.

Медаль «В память отечественной войны 1812 года». (аверс и реверс). 1813 г.

Идея «Всевидящего Ока Господня» нисколько не противоречит Писанию, где Господь изображается обладающим органами зрения и всеведением, например: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).

Хотя происхождение этого символа несколько сомнительно, для нас важнее смысл, который в него вкладывается Церковью. Примеров использования одних и тех же либо подобных символов в разных иконографических системах довольно много.

Нимб Христа, Богородицы, святых и Ангелов на иконах и нимб-аура в языческих, буддистских и других изображениях.

Жест внимания в православной иконе и рокерская «коза».

Благославляющие жесты православных икон – «мудры» буддизма.

Голубь – символ Святого Духа и «голубь мира».

Однако, увы, боязнь масонов часто превалирует над здравомыслием. Если мы встречаем некий символ в храме и нечто подобное у масонов, разве это причина пугаться? Нимб либо благословляющий жест на иконе и подобные детали, например, на буддистском изображении – это же не повод отказаться от иконы?

Многие масонские символы следует рассматривать сквозь призму архитектуры, строительства «мистического храма Соломона»: ступени, пол, выложенный шахматными плитами, колонны и т. д. используются масонами, и, следовательно, их аналоги в нашей храмовой архитектуре тоже можно было бы при желании причислить к «масонским».

Таким образом, нужно разделять символы в храме (и шире – во всей Церкви) и символы вне Церкви.

Дмитрий Марченко

Сразу стоит оговориться, что собственно «масонской» символики в храме нет и быть не может (как нет и «языческой»). Корректнее говорить о символике, заимствованной из масонства либо язычества или похожей на языческую, масонскую и т. д.

Не открытие, что в храме нас окружают символы языческого происхождения. В этом нет ничего странного. Ведь никакая культура не возникает из вакуума. И христианская не является исключением. Как отцы Церкви для изъяснения христианских истин воспользовались философским аппаратом языческого античного мира, точно так же и языческие античные символы и образы вошли в христианскую иконографию, получив новый смысл. Множество символов, которые мы давно привыкли считать «своими» (например нимбы), на самом деле родом из язычества.

Но все же определенную часть церковного общества некоторые символы, встречающиеся в православных храмах, все-таки смущают, особенно если они так или иначе ассоциируются с масонством.

Самый характерный символ – глаз в треугольнике. Действительно, он является одним из известных масонских знаков и означает творца («Око Великого Архитектора Вселенной»). Кого именно масоны подразумевают под творцом, зависит от идеологий масонских лож. Нам же более интересно христианское объяснение этого символа.

«Всевидящее око» на ритуальном масонском переднике

Символ глаза в качестве «Всевидящего ока» известен с глубокой древности. Он встречается в Древнем Египте (например, соколиный глаз бога Гора, т. н. Уаджет). Аналогичная символика используется и в других религиях, например в индуизме (третий глаз бога Шивы).

Треугольник – тоже древний символ. Его можно встретить у Платона и у пифагорейцев. В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения. Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца. Параллельно его переняли и масоны.

«Всевидящее око Господне». Икона

В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период изображение «Всевидящего ока» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковь в Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, наградные медали и т. д.

Медаль «В память отечественной войны 1812 года». (аверс и реверс). 1813 г.

Идея «Всевидящего Ока Господня» нисколько не противоречит Писанию, где Господь изображается обладающим органами зрения и всеведением, например: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).

Хотя происхождение этого символа несколько сомнительно, для нас важнее смысл, который в него вкладывается Церковью. Примеров использования одних и тех же либо подобных символов в разных иконографических системах довольно много.

Нимб Христа, Богородицы, святых и Ангелов на иконах и нимб-аура в языческих, буддистских и других изображениях.

Жест внимания в православной иконе и рокерская «коза».

Благославляющие жесты православных икон – «мудры» буддизма.

Голубь – символ Святого Духа и «голубь мира».

Однако, увы, боязнь масонов часто превалирует над здравомыслием. Если мы встречаем некий символ в храме и нечто подобное у масонов, разве это причина пугаться? Нимб либо благословляющий жест на иконе и подобные детали, например, на буддистском изображении – это же не повод отказаться от иконы?

Многие масонские символы следует рассматривать сквозь призму архитектуры, строительства «мистического храма Соломона»: ступени, пол, выложенный шахматными плитами, колонны и т. д. используются масонами, и, следовательно, их аналоги в нашей храмовой архитектуре тоже можно было бы при желании причислить к «масонским».

Таким образом, нужно разделять символы в храме (и шире – во всей Церкви) и символы вне Церкви.

Дмитрий Марченко

Знак всевидящее око, значение символа и его интерпретации интересуют многих ученых, аналитиков и простых ценителей всего тайного. Этот сакральный можно увидеть на древнем папирусе из Египта, рассмотреть на известных американских и украинских купюрах, обнаружить в христианской геральдике и старинных книгах по колдовству.

Почему всевидящее око так популярно и распространено у многих народов? Что означает этот загадочный рисунок?

Символ, выглядящий, как треугольник с глазом внутри, трактуется достаточно пространно. Этот знак расшифровывается, как «третий глаз», символизирующий интуицию.

Всевидящее око помогает подняться над завесой повседневности. Означает возвышение над собой и миром вокруг. Еще знак расшифровывается, как главная загадка вселенной, разгадка которой даст человеку абсолютную власть над планетой.

Значение в масонстве

Впервые данный знак был замечен в масонских трактатах. Там его описывали, как изображение, указывающее на Главного Архитектора Вселенной (Создателя).

Если по частям рассматривать всевидящее око, значение символа будет следующее:

  • треугольник – огненная стихия, отсылка к цифре 3 в масонстве;
  • глаз – молчаливый призыв к мудрости, первичность сущего, победа над злом.

Иногда всевидящее око изображают как лучезарную дельту (добавляя к символу ореол и лучи), и его значение становится отсылкой к масонским мировоззрениям.

Помимо масонства и христианства, всевидящее око играло большую роль у индейцев, скандинавов и кельтов. Детали изображения в разных странах могли отличаться друг от друга, но общий смысл толкования символа был схожим. Данный знак всегда вызывал трепет и уважение. И никогда не применялся по малозначительным поводам, особенно, если дело касалось колдовских ритуалов.

Всевидящее око в христианстве

В христианстве этот символ означает Святую Троицу. И еще то однозначное видение мира, которое присуще Богу, но утеряно у людей. Двуличие и иллюзии по христианским нормам – это вещи недопустимые. И всевидящее око служит напоминанием о том, что нужно стремиться проникать в суть вещей, а не смотреть поверхностно.

Создал все естественным и самодостаточным. И человек сначала жил в этом идеальном мире, постигая замысел Божий. Но затем рай для человека закончился, и он утратил те знания, которые могли бы сделать творцом его самого.

Всевидящее око служит напоминанием о той силе и тех резервах, которые скрыты у каждого внутри. Амулеты с этим знаком носят на шее как защиту, а также с целью усилить собственную проницательность и развить сильные стороны личности.

Данный древний символ окутан множеством легенд и суеверий. История его происхождения доподлинно не известна. Но само всевидящее око, значение символа и его изображение сквозь века несут в себе призыв, чтобы люди очнулись и постарались понять устройство мироздания, приблизились к божественному замыслу и максимально развили собственные способности.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 22.06.2015 10:54:44

Как относится Православная Церковь к масонству?

отвечает Железняк Сергей Евгеньевич, религиовед, помощник благочинного по миссионерской работе

Добрый день! Как относится Православная Церковь к масонству, принимая во внимание, что при вступлении в масонское общество, и в дальнейшем каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется? Заранее благодарю за ответ!

Здравствуйте!

Единого соборного определения относительно масонства в Православии не существует, но есть высказывания определенно против масонства и в нашей, Русской Православной Церкви, и в других, например, в Греческой.

Прежде, чем я приведу эти высказывания, хотелось бы указать на то, как позиционирует себя масонство по отношению к религии и, в частности, к христианству. На связь с религией в масонстве указывает весь (или почти весь) масонский ритуал и масонское предание. И здесь можно отметить более заметную связь с иудаизмом и каббалистикой, нежели с христианством. Первоначально масонство было религиозно-политическим объединением. Но в последние полтора столетия это движение все более и более рвет свои связи с традиционной религией (а иногда и с религией вообще).

Масонство — это не вполне жесткая, монолитная структура. Масонские ложи, разбросанные по разным странам Европы, Америки, часто придерживаются довольно разных взглядов к религии, в то же время общемасонские взгляды и позиция остаются едиными.

Вы отчасти правы, что масонство не запрещает исповедовать религиозные взгляды. Но в такой позиции есть изрядная доля откровенного лукавства. Декларируемая религиозная терпимость в современном масонстве — это скорее пиар и способ усыпить бдительность. Сайентологи тоже вот проповедуют религиозную терпимость, но когда человек начинает исповедовать их взгляды, отношение адепта к религии заметно меняется. Аналогично и в масонстве.

Ну, а теперь масонские суждения о религии.

«Если в старые времена каменщики обязаны были придерживаться в каждой стране религии этой земли или этого народа, то ныне признано более соответственным обязывать их иметь единственно ту религию, в которой все люди согласны, — предоставляя им, однако, иметь свои особые (религиозные) мнения, — то есть быть хорошими, совестливыми людьми, исполненными чистосердечия и честных правил» (Книга Уставов, Джеймс Андерсон (XVII-XVIII вв.) Джеймс Адамс — основоположник символического масонства, что интересно, он — священник шотландской пресвитерианской церкви.

И.В. Лопухин (XVIII-XIX вв.), автор «Нравоучительного катехизиса истинных франкмасонов», пишет: «Какая Цель Ордена истинных Франкмасонов?— Главная Цель его та же, что и Цель Истиннаго Христианства. Какое должно быть главное Упражнение (работа) истинных Франкмасонов? — Последование Иисусу Христу».

Русские масоны довольно длительное время оставались связанными с христианством (хотя бы номинально), были крещеными, искренне верили в Бога, не порывали с Православием. В России в XVII и начале XVIII веков фактически не было выпадов и демаршей в адрес Православия и религии вообще, что нельзя сказать про Западную Европу. На Западе масонство довольно рано начинает восставать против религии. По этой причине римо-католическая Цекровь предпринимает, в частности, следующие шаги к защите своей паствы. В 1738 году папа римский Климент XII объявил отлучение римокатоликов от Церкви в случае вступления их в масонскую ложу. В XX веке это отлучение было официально повторено.

Вот высказывания западных масонов далеко не низшего градуса (степени посвящения):

В 1863 году, на съезде студентов в Льеже, масон Лафарг определил цель масонства «как торжество человека над Богом»: «Война Богу, ненависть к Богу! Весь прогресс в этом! Надо проколоть небо, как бумажный свод!»

Бельгийский масон Кок заявил на международном масонском конгрессе в Париже «то, что нам необходимо разрушить религию», и далее — «путем пропаганды и даже путем административных актов добьемся того, что сможем раздавить религию».

Испанский масон-революционер Ферреро в своем катехизисе для начальных школ пишет: «Бог — это лишь детская концепция, вызванная чувством страха».

«Долой Распятого: Ты, который уже 18 веков держишь мир сгорбленным под Твоим ярмом, Твое царство кончено. Не нужен Бог!» — говорит масон Флери.

Кто-то может сказать, что это — только частное суждение отдельных масонов. Но вот определения уже не отдельных лиц, а целых масонских лож:

«Не будем забывать, что мы антицерковь, приложим в наших ложах все усилия, дабы разрушить религиозное влияние во всех формах, в которых оно проявляется» (Конгресс в Бельфоре в 1911 г.)

«Народное образование должно быть прежде всего освобождено от всякого духа церковников и догматиков». (Конвент Великого Востока, 1909 г.)

«Энергично будем поддерживать в каждом свободу совести, но без колебания будем объявлять войну всем религиям, ибо они суть истинные враги человечества. На протяжении всех веков они способствовали лишь разладу между отдельными людьми и народами. Будем работать, будем ткать нашими быстрыми и ловкими пальцами саван, который покроет в один прекрасный день все религии; таким образом, мы добьемся во всем мире уничтожения духовенства и предрассудков, внушаемых ими», (Конвент Великой Ложи Франции, 1922 г.)

«Мы больше не можем признавать Бога, как цель жизни, мы создали идеал, которым является не Бог, а человечество». (Конвент Великого Востока, 1913 г.)

«Нам необходимо выработать мораль, способную соперничать с моралью религиозной». (Конвент Великого Востока, 1913 г., журнал «Луч света», кн. 6, стр. 48).

В конце концов, появляются и чисто сатанинские самопризнания: «Мы — масоны, — говорит альтмейстер Броклин ложи «Лессинг» — принадлежим к роду Люцифера». В журнале Великого Востока Италии помещен гимн Сатане, который раскрывает подлинную сущность ордена масонов (братьев вольных каменщиков): «Я взываю к тебе, Сатана, царь пиров! Долой священника, долой твою святую воду и твои молитвы! А ты, Сатана, не отступай назад! В никогда не отдыхающей материи Ты, солнце живое, царь явлений природы... Сатана, ты победил Бога, священников!»

Русский философ Н.А. Бердяев говорит о масонстве следующее: «Масонство, прежде всего, имеет антицерковный и антихристианский характер (...). Сейчас в масонской идеологии преобладает антихристианский гуманизм».

Под конец предлагаю Вашему вниманию суждения иерархов Православной Церкви.

Митрополит Антоний (Храповицкий): «Под знаменем масонской звезды работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука принимала участие в разрушении России».

В 1932 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей анафематствовал масонство.

Архиерейский Собор Греческой Православной Церкви в 1933 году дал следующее определение своего отношения к масонству: «Единогласно и единодушно мы, все епископы Греческой Церкви заявляем, что масонство является совершенно несовместимым с христианством, и поэтому верные чада Церкви должны избегать масонства. Ибо мы непоколебимо веруем в Господа нашего Иисуса Христа, «в Котором имеем искупление Кровью Его, прощение грехов по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Ефесянам, 1, 7-8), обладаем Им открытой и апостолами проповеданной истиной «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и Силы» (1 Коринфянам, 2, 4), и причащаемся Божественным таинствам, которыми освящаемся и спасаемся для вечной жизни, и поэтому следует нам не отпадать от благодати Христовой, становясь общниками чуждых таинств. Нисколько не подобает никому из тех, кто принадлежит Христу, искать вне Его избавления и нравственного совершенствования. Поэтому несовместимо истинное и подлинное христианство с масонством».

Настоящий наш Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, также негативно отозвался о масонстве как о тайной организации, которая проповедует исключительное подчинение своим лидерам, сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации перед церковным Священноначалием и даже на исповеди. «Церковь не может одобрить участие в обществах такого рода православных мирян, а тем более священнослужителей».

Полагаю, что данный ответ в наших ограниченных рамках достаточен. Уповайте на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, не ищите никакого нового «откровения» — все необходимое для нашего спасения, а также для мирного доброго жительства всех людей на земле уже было дано и раскрыто 2 тысячи лет назад. Не соблазняйтесь: «тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Матф. 24, 10-13).

Казанский собор в Санкт-Петербурге – одно из самых интересных архитектурных сооружений северной столицы. На его фронтоне расположен масонский символ Всевидящего Ока. У гостей города и людей, малосведущих в истории православия и архитектуры, нередко возникает вопрос, что этот символ там делает? Ответ на него гораздо ближе, чем кажется. Разберемся вместе, как масонские влияния сочетаются с классической архитектурой и православием.

Масонское веяние в России

Масонское движение пришло в Российскую империю несколько позже, чем зародилось во Франции – в середине 18-го века. По некоторым легендам, одним из основателей этого движения в нашей стране был император Петр I, однако фактических подтверждений подобные теории не имеют. Изначально влияние масонов на русские земли осуществлялось преимущественно иностранными членами общества: дипломатами, политиками, служившими в России. Но уже в пятидесятых годах 18-го века появилась первая «русская» ложа под руководством графа Романа Воронцова.

Изначально тайное общество для представителей высших сословий быстро распространило свое внушение даже на членов правящей семьи. Известно, что императоры Петр III и Александр I тесно контактировали с масонами, при этом входили в число участников движения. Хотя изначально мотивы масонства кажутся достаточно мирными (они проповедовали мораль, принципы братской дружбы и любви), впоследствии многие члены общества использовали свое положение, чтобы влиять на государственные процессы.

Александр I запретил деятельность «тайного общества» в Российской Империи.Это было неслучайно, поскольку все его окружение (советники и люди, принимавшие решения о судьбе государства) были масонами. В 1822 году, спустя 11 лет после постройки Казанского собора, император издал свой указ, запрещающий тайным обществам работать на территории страны.

Значение Ока в православии

Прежде чем говорить об архитектурных решениях при постройке Казанского собора, разберемся с самим символом. Ошибочно считать, что знаменитый глаз в треугольнике – детище масонской фантазии. Известно, что свою символику масоны активно заимствовали из многих источников. Христианство не было исключением.

Равносторонний треугольник, окруженный лучами сияния, на самом деле является образом, символом Божественного Всеведения. Говоря вслед за Библией, мы можем назвать его Око Господне над боящимися, что раскинулось над уповающими на Него людьми. Изначально традиция этой символики проявилась в средние века в Византийской иконографии, а с 17-го века более активно распространилась на православие. Корни же у Всевидящего Ока уходят в Священное Писание, соответственно, являются естественными для христианской веры.


Что же оно означает для христианства? Во-первых, сама форма (треугольник) отсылает нас к одному из центральных Символов Веры – Святой Троице. Три стороны, три угла – это три ипостаси Бога. В самом же Оке заложен следующий смысл: Бог, единый в трех Своих лицах, следит не только за нашими земными делами. Он видит гораздо глубже, взирая и на наши душевные чаяния, замыслы и желания.

Как мы уже упомянули выше, масоны активно заимствовали символику из других религиозных и философских течений. По распространенной теории, Всевидящее Око попало к ним через орден Тамплиеров и западную традицию иконографии. У масонов оно означает Верховного архитектора Вселенной – и ни в коем случае недопустимо отождествлять его с Богом. Так обозначают сущность, в которую верят члены братства, а для каждого она своя. Многие считают, что для масонов этим архитектором является Дьявол. Таким образом, взяв исконный христианский образ, они извратили его смысл.

Казанский собор и Всевидящее Око

Конечно, если знать о христианских корнях этой символики, уже не возникнет вопроса, что масонский знак делает на здании такого крупного храма, как Казанский собор. В конкретном случае никаких масонских заговоров не происходило, и сияющий треугольник на бортике – не символ мирового господства. При этом менее интересной история Казанского собора не становится, и до сих пор это строение окружают теории. Любители таинственных смыслов не успокаиваются по сей день, пытаясь усмотреть в сооружении храма подтверждение активного влияния масонства на Россию.

Собор, возведенный в честь нерукотворной иконы Казанской Божьей Матери, очень нетипичный для православной архитектуры. Андрей Воронихин, автор проекта, по которому был возведен храм, вдохновлялся архитектурой классицизма. В частности он хотел повторить римский Собор святого Петра. Вытянутая крестовидная форма здания, обилие колонн, античных мотивов во внешнем и внутреннем убранстве – все это привычно для католического зодчества, но никак не для православия. Для сторонников теорий заговора подобные решения архитектора – лишнее подтверждение их правоты. Кроме привычных нам икон, в храме очень много статуй с изображениями святых. Это также естественно для итальянского Ренессанса, но в традиции православных славян поклонения статуям никогда не было.


Еще один аргумент в пользу «масонских» корней Казанского собора – принадлежность графа Александра Строганова, который инициировал постройку храма, при этом руководил этим процессом, к Великому востоку Франции. Это одна из крупнейших в мире масонских организаций, а сам граф принимал непосредственное участие в ее основании.

Никаких документальных подтверждений «таинственных замыслов» масонов не сохранилось. Узнать, правы ли конспирологи, уже не представится возможным за давностью лет. Казанский собор остается одним из красивых храмов России и центральной резиденцией Санкт-Петербургской епархии.

Всевидящее Око в иконописи


Самые древние изображения треугольника со вписанным в него Глазом Божьим, известные нам сегодня, датируются 6 веком нашей эры. Этот символ не был слишком распространен в византийской традиции иконографии, но все равно сумел перейти в православие. Изначально образ присутствовал в храмовой росписи, при этом был одним из элементов подкупольного пространства. С течением времени символика перешла на иконописные доски.

Самая знаменитая икона с этим элементом так и называется – «Всевидящее Око». В православии отношение к иконе весьма неоднозначно. Некоторые богословы выступали с критикой, подвергая сомнению соответствие иконы христианским канонам. Другая знаменитая икона, в которой можно встретить тождественные «Всевидящему Оку» элементы, – «Неопалимая Купина». Композиционно они очень похожи, имея в своей основе мотивы окружности с исходящими из неё четырьмя лучами.


Хотя аллегорически Око содержит в себе глубокий христианский смысл, оно не приобрело широкой популярности в православном зодчестве и иконописи. Виной всему именно неоднозначные мотивы, связывающие его с масонством. Когда деятельность масонов оказалась под запретом в императорской России, постепенно ушла традиция включения этого элемента в убранства храмов.

Где еще встречается Всевидящее Око в России

Искатели интересных деталей, связывающих историю Российской империи с масонскими ложами, должны обратить пристальное внимание на архитектуру конца 18 — начала 19-го веков.В этот период деятельность масонов в российском государстве приобрела широкий размах, соответственно, подобные мотивы, наряду с элементами классицизма и итальянского Ренессанса, часто встречались во внешнем оформлении строений той эпохи.

В поисках Ока обязательно посетите Исаакиевский собор северной столицы. Здесь треугольник с лучами – один из элементов богато украшенного оклада Тихвинской иконы Богоматери.


В Москве также не обошлось без Ока. Оно встречает нас в Андреевском зале московского Кремля. Расположен покрытый сусальным золотом символ прямо над престолом, взирая с высоты своей не только на простых людей, но и на властителей государства Российского.


Интересные факты:

  • Архитектурные сооружения, воздвигнутые в честь победы российских войск над Наполеоном в 1812 году, и медали, имеют скрытую символику Ока. Это не только упомянутый Казанский собор, являющийся храмом воинской славы России, но и Александровская колонна. На лицевой стороне пьедестала под колонной Око вписано в венок из дубовых листьев.
  • На гербе города Кушвы Свердловской области изображено Око на фоне голубого треугольника. Считается, что этот элемент был клеймом работников Кушвинского завода, при этом ставился на все стальные изделия, вышедшие из его цехов.

Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, обращайте больше внимания на старинные здания, возведенные в духе классицизма. Многие из них (в том числе Строгановский дворец) скрывают в себе неоднозначную символику Божьего Глаза.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...