О разном — Вопросы священнику.

Вопросы священнику О разном

О разном

Дата: 19.01.2010 в 16:57

Здравствуйте, батюшка!
С Праздником Крещения Господня Вас!
Я бы хотел узнать:
1. Если при игре в компьютерную военную игру, я, нападая на один из городов соперника нечаянно разрушил храм, то это грех? Если да, то как его правильно на исповеди назвать?
2. Если тебя мирянин благословляет с крестным знамением, то нужно преклонять голову? А если он благословляет иконой, то нужно ли креститься, а потом делать поклон?
3. Может ли мирянин благословлять Крестом, Евангелием?
4. Священник может совершать малое водоосвящение в любой день, если его попросить?
5. Какими словами мирянин может благословлять другого мирянина? Можно ли теми словами, которыми благословляет священник?
6. Можно ли священнику сказать 'Храни Вас Господь!'?
Извините, что так длинно. Спасибо! Спаси Вас Бог!

Спасибо большое, и Вас с Праздником!
1. Думаю, просто больше так не делайте, и сами попросите у Господа прощения.
2. Думаю, да - преклонитесь немного, а когда иконой - перекреститесь, поклонитесь и поцелуйте.
3. Смотря кого и в каких случаях. Родители могут благословлять своих чад и т.п.
4. Да.
5. Как священник - не следует, можно просто сказать: 'Благослови тебя Господь!'
6. Да, можно. Спаси Господь!

Церковь, после многолетнего вынужденного молчания, постепенно возвращается к апостольским и святоотеческим принципам катехизации.

О катехизации - древняя Церковь

Древняя Церковь смотрела на катехизацию именно как на совместную работу духовенства и мирян. В Новом Завете мы видим не только благовествующих апостолов, но и проповедующих мирян, игравших важную роль в церковной жизни апостольского века. Это и красноречивый Аполлос, который, по преданию, хоть и стал впоследствии епископом, но в поле зрения автора книги Деяний попадает как проповедующий мирянин, горящий Духом (см. Деян. 18: 24 - 19: 1). Это и Акила с Прискиллой, верные сподвижники апостола Павла (см. Деян. 18: 2, 3, 26). С первого века в Церкви действовал институт диаконисс, в обязанность которых входило наставлять в вере желающих креститься женщин. Обратив взгляд во второй век церковной истории, нельзя не сказать о мученике Иустине Философе, организовавшем в Риме катехизическую школу, а также о первом учителе Александрийской огласительной школы Пантене. В третьем веке на великое поприще христианского учительства выходит знаменитый Ориген, который, несмотря на свои ошибки, тем не менее сделал очень много для проповеди христианства в мире языческой образованности.

Список миссионерствующих, проповедующих мирян можно приводить из любого века церковной истории. А сколько еще и неизвестных нам тружеников, не имевших духовного сана, но посвятивших всю свою жизнь распространению Евангелия! И сегодня, слава Богу, Церковь также благословляет на этот священный труд всех тех верных, которые имеют желание, призвание и соответствующие знания.

Мирянин на амвоне: за и против

Однако, сказанное относится к служению катехизатора. А может ли мирянин проповедовать с церковного амвона? До III века Церковь давала, скорее, положительный ответ на этот вопрос. В древнехристианском памятнике «Апостольские постановления» об этом говорится так: «Учитель, хотя бы и из народа, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит; ибо 'все будут научены Богом' (кн. 8,32)». Однако мнение «Апостольских постановлений» не было единственным взглядом на эту тему.

В этом отношении очень показательна скандальная история рукоположения Оригена. «Во время погромов Каракаллы в 216 году Ориген вынужден был покинуть Александрию и некоторое время провести в Палестине. Тамошние епископы обратились к нему, в то время еще мирянину, с просьбой прочесть проповеди их пастве... По понятной человеческой слабости “папа” Деметрий, глава Александрийской Церкви, проникся завистью к Оригену и стал писать о нем пасквили в другие епархии, осуждая его, в частности, за то, что он, будучи мирянином, позволил себе проповедовать в присутствии епископов. По мнению Деметрия, подобная дерзость была в церковной практике чем-то неслыханным. В Палестине, очевидно, главы Поместных Церквей придерживались иного мнения» (Диакон Павел Гаврилюк. История катехизации в древней Церкви, ч.3).

Как мы знаем, впоследствии Ориген был рукоположен его друзьями-епископами именно для получения права беспрепятственно проповедовать на богослужении. Но нас здесь интересует другое. Начиная с этого времени, церковный взгляд на проповедь мирян с амвона начинает меняться. «После... случая с Оригеном учительство мирянина в церкви исключается из практики. Таким образом, в III веке древнее обыкновение допускать до проповедования слова Божия всех способных без различия - иерархическое ли то лицо или нет - приходит в забвение, устраняется... Клир, стремясь отчуждить себя от прочего общества и создать из себя корпорацию с высшими преимуществами, присваивает исключительное право учительства в церковных собраниях. Это было в III веке новостью, которой не знали ни век апостольский, не эпоха послеапостольская... Правда, миряне и после этого могли быть учителями в катехизаторских школах, а также миссионерами, но это далеко не то, что право раскрывать смысл христианской религии с церковной кафедры» (А.П.Лебедев. Духовенство древней вселенской Церкви. Отдел 3).

Итак, начиная с III века, в церковном сознании постепенно утверждается запрет на проповедь мирянина за богослужением. Окончательную точку в этом деле ставит Трулльский собор VII века. «Не следует мирянину, - говорится в 64-м правиле этого собора, - держать речь или учить всенародно и таким образом брать на себя учительное достоинство, но (следует) повиноваться преданному от Господа чину, отверзать слух по отношению к приявшим благодать учительского слова и от них поучаться божественному».

Проповедники-миряне в нашей Церкви

Однако в Церкви, как известно, действует принцип акривии и икономии. Любое правило рождает исключения из правила. В нашей Церкви довольно часто были и есть случаи, когда по благословению правящего архиерея образованным мирянам дозволялось произносить проповедь с амвона. Например, однажды митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на Литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии митрополит Московский Платон); его преемник - студенту Дроздову (впоследствии св. митрополит Филарет). В русских духовных академиях и семинариях издавна был обычай поручать ученикам старших классов, посвящённым в стихарь, произносить проповеди в академических и семинарских церквях.

В Киеве до революции существовала традиция проповедей профессоров Киевской академии из мирян на великопостных «пассиях». В первой половине XIX века в киевских храмах блестяще проповедовал Яков Космич Амфитеатров, магистр КДА, преподаватель русской словесности и гомилетики. В ХХ веке в Москве проповедовал с амвона академик С. Аверинцев. В Киеве сегодня говорят проповеди за богослужением проф. КДА В.М. Чернышев, известный катехизатор А.М.Берлянд, а также проповедники храмов в честь свт. Луки Крымского и прп. Агапита Печерского.

При упомянутых храмах уже несколько лет действует специальный клуб проповедников, основанный прежним настоятелем протоиереем Андреем Ткачевым. Цель клуба состоит в подготовке мирян к проповеди слова Божьего в храме. Стоит подробно остановиться на методике работы клуба, разработанной отцом Андреем и изложенной в его книге «Проповедь о проповеди».

Клуб проповедников в Киеве

Мирянин, желающий учиться проповедовать (конечно же, мы говорим только о мужчинах), приносит в клуб написанную проповедь. Темой может быть приближающийся праздник, выбранное апостольское чтение (на Евангелие, как правило, говорит священник), житие какого-либо святого, или же иная тема церковной жизни. Текст обсуждается участниками клуба, под председательством настоятеля. Устраняются возможные ошибки, вносятся коррективы. На следующее заседание клуба проповедник приносит исправленный вариант, который вновь рассматривается присутствующими. Если проповедь не вызывает возражений, в следующий раз она уже произносится наизусть, в том же клубе. Если мирянин свободно излагает текст, не стесняясь аудитории, настоятель выпускает его на амвон в назначенный день, благословив одеть стихарь. Обычно это делается в будний день, или же в субботу, когда на службу собирается немного прихожан.

Таким образом, за несколько лет существования клуба были прекрасно подготовлены для проповеди тогдашние пономари, а теперь уже приходские священники. Сейчас в храме проповедуют прихожане, учащиеся в Киевской семинарии. Методика дает свои плоды.

Хотелось бы заметить, что церковная проповедь вообще является мощным рычагом катехизации. Приведем пример из истории все тех же храмов. За время настоятельства прот. Андрея Ткачева (с 2006 по 2014 гг.) на приходе не было специальной катехизаторской школы. Но при этом как был, так и остается высокий уровень церковной образованности прихожан. Почему? Потому, что за каждой службой о.Андрей говорил по две-три полноценные проповеди, всегда объясняя какие-то особенности православного вероучения. Постоянное напоминание основ веры в проповедях совершило свою работу: за редкими исключениями, все прихожане знают, во что веруют, даже если не проходили специального катехизаторского курса.

Конечно, такая интенсивность проповедования не каждому священнику под силу, по причине занятости. Бывает также, что батюшка, имея ряд других дарований, по природе своей не силен в слове. Но тут как раз и может прийти на помощь обученный мирянин, поддержанный и благословленный священником. Учтем, что мирянин часто имеет гораздо больше времени и возможности для подготовки проповеди, чем священник, в силу все той же вечной занятости пастыря. Подумаем также, насколько такая методика, в случае ее распространения, повысила бы уровень церковного образования, и сколько молодых людей зажглись бы священным желанием послужить Христу в проповеди. Поймем и то, как много протестантов вернулось бы в Православие, имея возможность «переквалифицироваться» и говорить о Христе уже православно.

Подумаем. А подумав и решившись, осторожно попробуем приступить и к конкретным действиям.

Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.

Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.

Все святое способно вырождаться и выдыхаться при неправильном пользовании. Благословение духовенства со стороны принимающих его мирян (или в режиме от архиерея — священнику) может превратиться в аналог «Здрасьте» при встрече низшего с высшим. Увидели Владыку, чуть согнулись в спине и вместо приветствия – «благословите». Вот так прямо и бывает: говорим «благословите», подразумеваем — «Здрасьте. Как мы рады вас видеть!». А со стороны дающего благословение это и вовсе бывает некое помахивание ручкой в воздухе и позволение затем ее поцеловать. Это особенно заметно там, где духовенства и церковного народа много: в семинариях, в епархиальных управлениях, в церковных лавках, в крупных обителях и проч. Там происходит, чаще, чем где-либо, вредная стилизация православия из-за спешки, толкотни и смеси панибратства с подхалимством. При этом, что касается благословений, нет собственно «благого» + «словения», то есть никакие благие и священные слова могут вовсе не произноситься. Все совершается на уровне манипуляций и имитации поцелуев. Между тем Писание изначально предполагает одним из служений священства – благословение народа, а само благословение – произнесением вслух священных слов. «Благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)

Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.

Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:

«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.

Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.

Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.

Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая история встречи Зосимы с Марией в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение», а не просто священная жестикуляция.

Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.

Протоиерей Андрей Ткачев

Когда человек только готовится принять Таинство Крещения, в каких отношениях с духовным миром он находится? Как крещение меняет его жизнь?

Состояние некрещёного человека какое-то особенное: и Бог близок, потому что хочет принять его к Себе в Церковь, и диавол над ним ещё сильно довлеет, потому что до Таинства Крещения человек лишён защиты и полноты благодатной жизни. Членом Церкви такой человек не является, участвовать в богослужениях и Таинствах не может. Он находится на особой предуготовительной стадии жизни. Не нужно медлить с Крещением, а стремиться принять Таинство, чтобы начать полноценную духовную жизнь в ограде Церкви. При этом, нужно очень ответственно подойти к этому важнейшему событию в своей жизни. В древней Церкви была практика, когда очень серьёзно готовились к Крещению, принимали его довольно поздно, ценя сакраментальный момент прощения грехов за прожитую жизнь. Конечно, приход человека в Церковь — это действие благодати Божией, которая касается сердца, ума, воли и совести. Кто-то принимает крещение, видя примеры подлинной христианской жизни. В момент крещения Господь даёт человеку Ангела Хранителя. Но важно понимать, что Крещение — это только вступление в особый мир Православия, в нашу церковную семью, где нужно принять христианские правила жизни и ими руководствоваться. Крещение может оказаться бесплодным для человека, если в дальнейшей жизни он не будет принимать деятельного участия в духовном возрастании. Как зерно, брошенное в землю и оставленное без надлежащего ухода, погибает, так и крещёный человек без жизни в Церкви и духовных трудов остаётся бесплодным для Царствия Небесного.

Прозрение человека наступает и по великой милости Божией, и потому, что Господь увидел в нём те добрые качества, которые человек может развить в будущем. Очевидно, что без призывающей благодати Божией стать христианином невозможно. Христос говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший меня» (Ин. 6, 44). Вот эта призывающая благодать Божия и есть первое условие становления для христианина. Бог всем людям желает спасения, всякого человека призывает к вечной жизни, но ответный шаг делают далеко не все. Повторю, что Бог стучится в сердце каждого, но слышат этот призыв очень немногие. Слышат самые лучшие — те, которые обращаются на этот призыв. А дальше происходит либо полное следование за Христом, либо проходит порыв благочестия, наступает духовное охлаждение, и человек возвращается на привычный уклад греховной жизни. Поэтому всё время от нас требуется подвиг и труд. Благодать Божию необходимо постоянно в себе преумножать.

Крещение ребёнка, если его родители развелись

Как крестить ребенка, родители которого развелись? Ребенку 4 года.

Таинство Крещения неповторимо. Мы с Вами исповедуем «едино Крещение во оставление грехов». Очень важно правильно к нему подготовиться, чтобы духовное рождение младенца и его вступление в Церковь Христову было бы не формальным и внешним действием, а выражением нашей живой веры в Бога и желанием быть настоящими христианами.

В Вашей ситуации присутствует очень серьезная проблема – развод родителей. Крушение семьи – событие часто непоправимое, в котором более всего страдает невинная сторона – дети. Вступление в Церковь предполагает созидание жизни по всем позициям, а в Вашем случае существует изъян, который очень трудно поправить. Главное в христианстве – достижение любви. Чтобы достичь ее, человек должен с детских лет видеть перед собой живой пример такой жизни. Понятно, что самыми близкими людьми для ребенка являются его родители – папа и мама. В Вашем случае семья распалась, и для ребенка уход отца из дома – огромная психическая травма, часто ничем не врачуемая, равнозначная смерти отца. С этой проблемой Вы будете постоянно соприкасаться – родного отца никто не заменит.

А сейчас о Крещении дитя. Конечно, крестить его нужно. Но само Крещение еще ничего не дает человеку, потребен огромный труд со стороны родителей (в Вашем случае матери) и крестных. Наверно, на выбор крестных нужно обратить самое большое внимание. Иногда они заменяют родителей, я знаю такие ситуации. Постарайтесь найти крестных из числа настоящих христиан. Ребенку будет не хватать, главным образом, любви, и ее должны будут дать крестные родители. На их плечи ляжет труд воцерковления малыша, принесения его к таинству св. Причащения, обучения его первым молитвам и привития духа христианского благочестия. Воспитать христианина – огромный духовный подвиг, без помощи Божией невозможный. Укрепляйтесь духом, больше молитесь, являйте христианство в своей жизни.

О благословении мирянином

Может ли мирянин благословлять? Если да, то каким образом?

Конечно может, например мать своих детей – сложить пальчики как для крестного знамения и дитё благословить. Священник благословляет по-другому – мы складываем персты с указанием начальных букв имени Иисуса Христа. Посягать на священнодействие конечно не нужно никому из мирян, но использовать благодать Церкви можно и нужно. В древнее время старцы в женских монастырях и простые монахи, в тех обителях, где не было священников, если они достигали дара духовной мудрости, могли принимать от своих учеников помыслы, давать им советы. Не совершая таинство исповеди, они правильно рассуждали. Вот приходил ученик и говорил: «Я сегодня с тем-то поссорился, тут я что-то поленился, там я обманул» и он говорит: «Делай так, потом так, потом так…» — «Благословите, буду стараться». От такой жизни были богатые духовные плоды, когда каждый день ученики всего 2-3 минуты, общались с духовно опытными иноками, и открывали перед ними своё внутреннее состояние.
Мирянин в крайних случаях, при отсутствии священника может совершить Крещение другого человека, правильно выполнив формулу таинства. Родители благословляют на брак, воинский подвиг, служение Церкви. Так что бывают в жизни случаи, когда подобное благословление мирянина просто необходимо.

в начало страницы

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...